Светлана Якушева
Звуковая культура речи «Формирование звуковой культуры речи во второй группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области»
Доклад на тему:
«Формирование звуковой культуры речи во второй группе раннего возраста».
Воспитатель: Якушева С. А.
2016 г.
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Публикация «Звуковая культура речи „Формирование звуковой культуры речи во второй группе раннего возраста“» размещена в разделах
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. (слайд 2)
Целью формирования звуковой культуры речи во второй группе раннего возраста является овладение базовых норм и правил родного языка в пределах возрастной компетентности, формирование умений гибко применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными навыками. (слайд 3)
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, мы должны решать следующие задачи:
1. Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных;
2. Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов);
3. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
4. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса. (слайд 4)
Для решения этих задач мы используем следующие методы и приемы формирования звуковой культуры речи в данной возрастной группе :
1. Дыхательная гимнастика;
2. Подвижные игры;
3. Сюжетно – ролевые игры;
4. Театрализация;
5. Артикуляционная гимнастика;
6. Рассматривание картин;
7. Дидактические игры. (слайд 5)
Для развития речевого дыхания мы использовали такие упражнения как: «подуй на пушинку», «ветерок» (слайд 6, «подуй на листочки», «кораблики» (слайд 7, «мыльные пузыри», «разноцветные шарики» (слайд 8).
Также мы использовали подвижные игры: «раздувайся пузырь», где дети выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф» (слайд 9); «паровоз», в которой дети поют песенку паровоза, где мы добиваемся отчётливого и длительного произнесения звука «У» (слайд 10).
С помощью сюжетно-ролевой игры «дочки-матери», мы учим детей правильно и длительно произносить звук «А» (слайд 11).
В театрализованной деятельности у детей формируем чёткое произношение звуков; отчётливое и внятное произношение отдельных звукосочетаний; развиваем способность воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость (слайд 12).
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. Поэтому, для формирования звуковой культуры речи, мы используем игры для развития артикуляции: «Мишка кушает мед», «Трубочка», «Улыбка», «Колечко» и другие (слайд 13).
Для формирования выразительности речи эффективны занятия по рассматриванию картин, пересказу, заучиванию стихотворений (слайд 14).
Также для формирования звуковой культуры речи, мы используем дидактические игры: «Звуковой кубик», «Разрезные картинки», целью которых является - научить ребёнка узнавать животного и издавать соответствующие звуки (слайд 15, 16).
Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.
Спасибо за внимание! (слайд 17)