Елена Тарыбаркина
Картотека игровых упражнений по развитию звуковой культуры речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игровое упражнение "Улитка".
Упражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков [c] [ш] [ж] [р] [з]. Понадобится игровое поле и пять картинок - символов звуков : для [с] на карточке нарисован воздушный шар, [с] - комар, [з] - змея, [ж ]- жук, [р] - тигр.
На игровое поле выкладывается определённый символ. Воспитатель даёт образец выполнения задания. Ребёнок должен добраться до центра спирали улитки, произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.
2. Игровое упражнение "Полянка".
Публикация «Картотека игровых упражнений по развитию звуковой культуры речи детей» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Упражнение направлено на отработку произнесения звуков [ц] [ч] [ж].
Понадобится игровое поле с изображением цветов.
Ребёнок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание - для звука [ж], перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием - для [ц], и [ч].
3. Игровое упражнение "Лабиринт".
Упражнение направлено на отработку произнесения звука [р]. Понадобится игровое поле, представляющее собой лабиринт, в центре которого находится гараж. Ребёнок должен загнать машину в гараж, имитируя звук мотора - [р-р] .
4. Игровое упражнение "Самолёт".
Упражнение направлено на отработку произнесения звука [л]. Понадобится игровое поле с изображениями облаков и самолёта.
Ребёнок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук [л-л].
5. Игровое упражнение "Узоры".
Упражнение направлено на дифференциацию звуков [з] -[ж].
Понадобится игровое поле, разделё нное пополам по горизонтали : верх-владения жука, низ - комара. Ребёнок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть - к комару. Фишка (палец) по ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.
6. Игровое упражнение "Едем на поезде ".
Ребёнок составляет из картинок поезд и называет каждую картинку. Как вариант, воспитатель может изначально составить поезд, но картинки положить лицом вниз. Ребёнок переворачивает картинки, выясняя, кто едет на поезде или, что везёт поезд, и называет предметы. Также можно использовать силуэтное изображение поезда, предметные картинки можно подбирать на разные звуки.
7. Игровое упражнение "Лесенка -чудесенка".
Ребёнок в виде лесенки раскладывает предметные картинки на столе. Поднимаясь по ступенькам вместе с каким-нибудь персонажем, он называет каждую картинку. Если слово произносится неправильно или картинка называется неверно, движение останавливается. Можно ввести элемент соревнования, когда два ребёнка поочерёдно поднимаются каждый по своей лесенке на скорость.
8. Игровое упражнение "Весёлая дорожка".
Воспитатель выкладывает перед ребёнком дорожку из картинок, либо ребёнок выкладывает её сам. По этой дорожке едет машина или идёт какой-то персонаж, а ребёнок по ходу движения называет каждую картинку.
9. Игровое упражнение "Что везёт машина?".
В кузове машины лежат предметные картинки. Ребёнок, поочерёдно вынимая картинки, должен отчётливо назвать их. Если картинка названа неправильно или нечётко, она вновь кладётся в кузов.
10. Игровое упражнение" Чудесный мешочек"
Это задание аналогично предыдущему, только картинки лежат в мешочке или шкатулке. Ребёнок, не глядя, берёт картинку и называет её лишь после того, как она оказалась в руке или на столе.
11. Игровое упражнение Строим дом".
Из картинок, названия которых нужно отработать, ребёнок выкладывает домик, отчётливо называя каждую картинку. Воспитатель может заранее положить картинки в виде домика изображением вниз, а ребёнок будет переворачивать картинки и называть каждую. Можно попросить ребёнка назвать нижний (верхний, левый, правый) ряд картинок - кирпичиков.
12. Игровое упражнение Волчок".
Воспитатель раскладывает картинки вокруг волчка, который можно сделать из кружка со стрелкой, проткнутой спичкой или палочкой. Ребёнок вертит волчок т называет ту картинку, на которую указывает стрелка.
13. Игровое упражнение "Поле чудес".
Как и в предыдущем задании, перед ребёнком разложены картинки. За основу можно взять расчерченный лист бумаги или шахматную доску. По командам воспитателя ребёнок начинает движение с отмеченной клетки. В том месте, где остановился, нужно назвать картинку.