Диана Максимова
Конспект развития звуковой культуры речи в рамках занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
3. Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого;
4. Развивать навык звукового анализа;
5. Способствовать развитию логического мышления;
6. Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;
Публикация «Конспект развития звуковой культуры речи в рамках занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
7. Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование.
Иллюстрации, игрушки – атрибуты, светофорики на каждого ребенка, зеркала, на каждого ребенка.
Ход занятия:
Ребята, сядьте прямо, выпрямите спины. Прочитаем стихотворение:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
О чем это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Но какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Слушайте меня внимательно, рассказ называется «Путешествие веселого язычка».
«Однажды язычок проснулся и выглянул в окно. Посмотрел направо – никого, посмотрел налево – и там никого. Тут язычок услышал Ш – Ш – Ш. Ой, кто тут шипит. Он посмотрел вниз и увидел как по земле ползет змея и грозно шипит Ш – Ш – Ш. У нее родились детки и она очень боялась что их кто – нибудь обидит. Но тут над его ухом кто – то прожужжал Ж – Ж – Ж. Язычок посмотрел на верх и увидел, как по небу летит веселый жук и жужжит Ж – Ж – Ж. Язычку так понравились эти песенки, что он непременно решил их выучить и по дороге домой все время повторял их чтобы не забыть».
Итак, ребята, вы, наверное, догадались какие звуки мы сегодня будем учиться различать?
- Какой звук вы слышите, когда шипела змея? (Ш – Ш – Ш)
- А когда летел жук, как он пел? (Ж – Ж – Ж)
- А сейчас произнесите звук /Ш/ еще раз. Посмотрите в зеркало и скажите, как расположены ваши губы (трубочкой). А как расположен язычок? (широкой чашечкой поднялся кверху)
- А сейчас произнесите звук /Ж/, как сейчас расположены губы? Язычок?
- А давайте узнаем, включается ли голос, когда мы произносим эти звуки или нет. Приложите ладошку к горлу и произнесите звук Ш, дрожит горлышко или нет? (нет).Значит звук у нас не включается. А если произнесем звук Ж дрожит? (да).Значит при произнесении звука Ж у нас включается голос и это означает что он звонкий.
- Посмотрите на эту картинку, здесь у меня большая змея. Как вы думаете как она будет шипеть? (Ш – Ш – Ш - ПОВТОР НЕСКОЛЬКИМИ ДЕТЬМИ).А на этой картинке ее детки. Как они будут шипеть? (ш – ш – ш). А теперь поиграем, если я покажу вам картинку с большой змеей, то вы будете шипеть как взрослые змеи, а если картинку с детками, то как маленькие змейки.
- А как будет жужжать большой жук? (Ж – Ж – Ж)
- А маленький? (ж-ж-ж) – повтор несколькими детьми.
Молодцы!
- Сегодня на занятие я подобрала веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
жа-жа-жа - тут ежата у ежа;
ша – ша – ша – моет мама малыша;
жу – жу – жу – я вам сказку расскажу;
ши-ши-ши - любят песни малыши;
аж – аж – аж – летом все идут на пляж;
аш – аш – аш – есть у Кати карандаш.
(Индивидуальные и хоровые ответы детей).
- А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен». У каждого из вас есть два светофорика – желтый и синий. Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук Ж поднимите желтый светофорик, а если слово со звуком Ш – синий светофорик. Итак, начнем :ЕЖ, ЖИРАФ, ШАРИК, КОШКА, СУШКА, КАША, ЖАДИНА.
Молодцы, хорошо играли, в следующий раз продолжим наши игры.
А сейчас мы с вами отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Жук
На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко накланяюсь.
Я сегодня на занятие принесла волшебный кубик. Как только появится какая – нибудь картинка вы должны ее назвать отчетливо и громко. Итак, «Кубик кружись, кружись, картинка покажись».
- Жираф (повтор индивидуальный и хоровой) и т. д.
Молодцы, все правильно назвали.
Ребята, я знаю очень веселые стихи, в которых очень много звуков Ш и Ж. хотите послушать?
«КУКУШКА КУКУШОНКУ
КУПИЛА КАПЮШОН
НАДЕЛ КУКУШОНОК КАПЮШОН
КАК В КАПЮШОНЕ ОН СМЕШОН»
Давайте все вместе попробуем сказать. Теперь только девочки. Сейчас мальчики.
А теперь другое:
«Жук упал и встать не может,
Ждет он кто ему поможет»
(Хоровое, индивидуальное повторение).
- Молодцы! Выучили стихи и поучились в произношении звуков Ш и Ж.
На этом наше занятие подошло к концу. Ребята, какие звуки мы с вами сегодня учились различать (Ш и Ж? Назовите слова в которых есть звук Ж?Ш? А как вы думаете, кого можно похвалить? Кто лучше всех отвечал и был самым активным? Я думаю в следующий раз вы будете отвечать еще лучше.