Папки-передвижки

Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3–5 лет

Надежда Анатольевна Федюнина
Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Лафатер Каспар Иоганн

Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3 -5 лет.

Речь – это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми.

Публикация «Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3–5 лет» размещена в разделах

Развитие речи в наше время является одним из составляющих компонентов самовыражения в обществе. В нормативно-правовых документах описывается, что развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Речь дошкольника - одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний. Только речь имеет такое огромное влияние на формирование психических процессов и на общее развитие воспитанника. Правильное и чёткое развитие речи в большей степени зависит от развития мышления, она овладевает грамотой и другими дисциплинами, имеет прямой источник в средстве общения людьми между собой, от неё исходит большая роль в деятельности и поведении ребёнка на всех этапах его развития.

Сначала у ребёнка происходит процесс развития первоначальных речевых умений и навыков. Важно в этот период воспитывать у дошкольников потребность в общении не только с взрослыми, но со сверстниками, необходимо обращать и заострять внимание детей к речи окружающих, они должны запоминать слова, затем что бы потом свободно воспроизводить звуки по подражанию.

Далее нужно произвести накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Если у детей расширяется запас слов, то происходит и усвоение звуков речи. Количественный рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, но и за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.

Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом. Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Формирование правильной речи и развитие звуковой культуры речи ребенка ведется по следующим направлениям:

• Воспитание правильного звукопроизношения;

• Формирование четкости и ясности произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка;

• Выработка умеренного речевого темпа и правильного дыхания при произношении;

• Воспитание интонационно корректного произношения звуков и слов;

• Развитие слухового внимания.

Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги используют нижеперечисленные формы работы:

• Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой;

• Занятия со специалистами дошкольных учреждений;

• Работа в форме игр, упражнений;

• Музыкальные занятия.

Учитывая возрастные особенности формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.

1 этап – от 1 года 6 месяцев до 3 лет (второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа).

Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми.

II этап – от 3 до 5 лет (2-я младшая и средняя группы).

В этом возрасте происходит формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов артикуляционного аппарата. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке основных звуков родного языка.

Ведущими методическими приемами по-прежнему являются речевой образец, заучивание наизусть (стихотворений, потешек, загадок, беседы, дидактические игры и т. д.

III этап – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников. К началу III этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформированы, однако важно, чтобы четко раз личались (как при произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые сходны по артикуляционным или акустическим признакам (с – ш, з – ж и др. ; с – сь, с – з и др.).

Речь ребенка в раннем дошкольном возрасте сохраняет еще ситуативный характер, но постепенно она переходит в связную. Дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа. Функция планирования высказываемых вслух предложений, мыслей – это и есть развитие разговорной речи дошкольников, которая тесно связана с внутренней. Дети в этом возрасте очень любознательны, интересуются всем, что их окружает и происходит вокруг них, исходя из этого, происходят и изменения в развитие речи, ребёнок пополняет свой словарный запас, постоянно рассуждает об окружающем, выражает свои высказывание, своё мнение, задает вопросы, на которые сам ищет ответы.

У ребенка 3 – 5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Осознавая свои возросшие возможности, ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых он вынужден применять все больше усилий. Чтобы выполнить какое-либо поручение, ребенку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент занятие. Таким образом, это является тренировкой воли.

Воспитание звуковой культуры речи у детей 3 – 5 лет.

Речь детей в возрасте от 3 до 5 лет продолжает развиваться. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие, звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, Начинают следить за темпом своей речи.

Основная задача формирования звуковой культуры речи на данном этапе сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произнесением слов и, фраз.

Наряду с решением основной задачи в этом возрасте необходимо проводить работу и по другим разделам, звуковой культуры речи, а именно:

воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации;

говорить в размеренном темпе;

правильно произносить слова с точным употреблением, в них ударения.

Воспитание правильного звукопроизношения осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка. При формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и слухопроизносительные возможности ребенка, т. е. те связи слухового и артикуляционного контроля, без которых невозможно правильное произношение звуков.

Характеристика речевого развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа).

В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 3 – 4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи. Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 1900 слов. Совершенствуется слово - произношение. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменяют основу глагола и т. д.). Осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативная. Постепенно детей подводят к составлению связных высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка Ряба», «Колобок»). К четырем годам при нормальных условиях ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим.

Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в произношении звуков затрудняют общение с окружающими, часто у таких детей наблюдается задержка психического развития. Детям трудно определять количество звуков в слове, их последовательность, назвать слова, начинающиеся на заданный звук. Дошкольники с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в овладении навыками грамотного письма. Наблюдаются следующие особенности произношения:

1. Согласные звуки произносятся смягченно («зюк» - жук, «сярик» - шарик)

2. Свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся («абака» - собака, заменяются : «С Ф» («фонце» - солнце, «З В» («ваяц» - заяц, «Ц Ф» («фапля» - цапля) и т. д.

3. Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими звуками.

4. Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («лямпа», «ямпа» - лампа; «лыба», «ыба» - рыба).

Имеются особенности и в словопроизношении, к которым относится:

сокращение («тул» - стул, «весипед» - велосипед);

перестановки («шапля» - шляпа, «корвик» - коврик);

уподобление одного звука другим («бабака» - собака);

слияние слов («Марьвана» - Мария Ивановна);

добавление звуков («реблята» - ребята).

С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3 – 4 лет по развитию звуковой культуры речи, с тем, чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения – развитию фонематического слуха. Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала (слова, фразы, потешки, песенки с определенной группой звуков, направленные на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их, владея силой голоса и темпом речи, так и приемом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. Именно сочетание задач дает большой эффект, заинтересовывает детей.

Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах. Заучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи. Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и запомнить содержание стихотворения. Задания «Найди похожие картинки», «Найди различия» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание. У детей 3 – 4 лет начинает активно развиваться внимание, память, которая становиться наглядно образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Это позволяет включить в занятие загадки. Их тематика ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

На занятиях проводятся физкультминутки, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно моторной координации. Кроме того, эти упражнения развивают память, четкое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

Задачи:

1. Учить правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», У», «Ы», «И» - изолированно, в словах и во фразовой речи.

2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «З», «Ц» - изолированно, в словах и во фразовой речи.

3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

4. Способствовать развитию интонационной стороны речи: умения произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

5. Вырабатывать умение говорить согласно нормам литературного произношения.

6. Формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами, разнообразными интонациями.

7. Знакомить с терминами «ЗВУК», «СЛОВО».

Ребенок к концу года должен :

правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» - изолированно, в словах и фразовой речи.

правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «Ц» - изолированно, в словах и фразовой речи.

уметь произвольно регулировать силу голоса (громко тихо, темп речи (быстро медленно, речевое дыхание.

использовать выразительные средства речи темп и ритм, паузы, разнообразные интонации.

понимать значение терминов «звук» и «слово».

уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штриховать несложные предметы.

Характеристика речевого развития детей 4 – 5 лет (средняя группа).

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Он начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становиться разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети пятилетнего возраста все чаще используют прилагательные, чем дети четырехлетнем возрасте. Прилагательные они пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений: для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения в роле подлежащих, сложные предлоги (из-под, около и другие). Появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, но ребенок их употребляет еще очень редко.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах.

У детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослым, ребенок пытается установить свойства в их звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «Маша – каша, Миша – Гриша».

В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия, порою лишая их при этом всякого смысла. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [Л] [РЬ] [Р], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Часто правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов.

Характерна для этого возраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно например жук (жужжит – зуззит, петушок золотой (гребешок – гребесок). В одном звукосочетании ребенок звуком уже владеет, в другом еще нет: «мальцик» – тут же ребенок говорит «часы».

Интересное явление отмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда они переходят к правильному произношению звуков [Ш, Ж] и звука [Р]. Ребенок начинает непомерно часто пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях: «горубой» (голубой, «шад» (сад, «рампа» (лампа, «жонтик» (зонтик, «шобака» (собака). Обычно эта замена не случайна. Ребенок, почти как правило, заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями недостающего, у ребенка звука. если вместо [Р] он произносил [Л], то теперь он делает обратную замену, не сразу ориентируясь, где она нужна, а где неуместна («горубой», «рошадь»).

К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуком. Речь в целом становится чище, отчетливей. В меньше степени встречаются перестановки и употребления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов. Возрастная речевая активность детей, они чаще и чаще задают вопросы взрослым. Начинают овладевать монологической речью.

На этом этапе обучения выделены три задачи:

1. Развитие фонематического слуха;

2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму;

3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

Ребенок к концу года должен уметь:

правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;

делить слова на слоги;

дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);

произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;

выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты.

Общение в дошкольном возрасте проявляется по двум направлениям: употребление в процессе общение с взрослыми и сверстниками, речь становится основной перестройкой мыслительных процессов и превращается в мышление.

Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому – компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители.

Литература

1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 2005. - 97с.

2. Концепция дошкольного воспитания / В. М. Изгаршева // Дошкольное воспитание. -2011.-№9.-С. 48-69.

3. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ /В. А. Петровский. М. :Педагогика, 2003.

4. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. - М. :Просвещение,2004.-223с.

5. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М. : Мозаика – Синтез. 2005. – 64с.

6. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, ВЛАДОС, 2004 – 287с.

Публикации по теме:

Этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи детей 3–5 лет Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.

Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи) Связная речь. 1. Игра для уточнения формы родительного падежа. «Угадай, чьи это вещи» Детям предлагаются картинки,на которых изображены:.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры на развитие звуковой культуры речи Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Картотека игровых упражнений по развитию звуковой культуры речи детей 1. Игровое упражнение "Улитка". Упражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков [c] [ш] [ж] [р] [з]. Понадобится игровое.

Конспект развития звуковой культуры речи в рамках занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы Программные задачи: 1. Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; 2. Учить детей.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Консультацию подготовила: воспитатель Цветкова.

Консультация для воспитателей «Два основных вида связной речи. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР» ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет важное.

Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста Слайд 1 Тема нашего семинара «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста». Слайд.

Звуковая культура речи «Формирование звуковой культуры речи во второй группе раннего возраста» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области» Доклад на тему: «Формирование звуковой культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3–5 лет
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 09:00
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Анатольевна Федюнина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД