Надежда Анатольевна Федюнина
Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
Лафатер Каспар Иоганн
Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3 -5 лет.
Речь – это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми.
Публикация «Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3–5 лет» размещена в разделах
Развитие речи в наше время является одним из составляющих компонентов самовыражения в обществе. В нормативно-правовых документах описывается, что развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Речь дошкольника - одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний. Только речь имеет такое огромное влияние на формирование психических процессов и на общее развитие воспитанника. Правильное и чёткое развитие речи в большей степени зависит от развития мышления, она овладевает грамотой и другими дисциплинами, имеет прямой источник в средстве общения людьми между собой, от неё исходит большая роль в деятельности и поведении ребёнка на всех этапах его развития.
Сначала у ребёнка происходит процесс развития первоначальных речевых умений и навыков. Важно в этот период воспитывать у дошкольников потребность в общении не только с взрослыми, но со сверстниками, необходимо обращать и заострять внимание детей к речи окружающих, они должны запоминать слова, затем что бы потом свободно воспроизводить звуки по подражанию.
Далее нужно произвести накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Если у детей расширяется запас слов, то происходит и усвоение звуков речи. Количественный рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослых, но и за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.
Звуковая культура речи составляет общее умение общаться друг с другом. Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.
Формирование правильной речи и развитие звуковой культуры речи ребенка ведется по следующим направлениям:
• Воспитание правильного звукопроизношения;
• Формирование четкости и ясности произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка;
• Выработка умеренного речевого темпа и правильного дыхания при произношении;
• Воспитание интонационно корректного произношения звуков и слов;
• Развитие слухового внимания.
Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги используют нижеперечисленные формы работы:
• Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой;
• Занятия со специалистами дошкольных учреждений;
• Работа в форме игр, упражнений;
• Музыкальные занятия.
Учитывая возрастные особенности формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.
1 этап – от 1 года 6 месяцев до 3 лет (второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа).
Для этого этапа (особенно для его начала) характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевают некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми.
II этап – от 3 до 5 лет (2-я младшая и средняя группы).
В этом возрасте происходит формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов артикуляционного аппарата. Это дает ребенку возможность воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке основных звуков родного языка.
Ведущими методическими приемами по-прежнему являются речевой образец, заучивание наизусть (стихотворений, потешек, загадок, беседы, дидактические игры и т. д.
III этап – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников. К началу III этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформированы, однако важно, чтобы четко раз личались (как при произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые сходны по артикуляционным или акустическим признакам (с – ш, з – ж и др. ; с – сь, с – з и др.).
Речь ребенка в раннем дошкольном возрасте сохраняет еще ситуативный характер, но постепенно она переходит в связную. Дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа. Функция планирования высказываемых вслух предложений, мыслей – это и есть развитие разговорной речи дошкольников, которая тесно связана с внутренней. Дети в этом возрасте очень любознательны, интересуются всем, что их окружает и происходит вокруг них, исходя из этого, происходят и изменения в развитие речи, ребёнок пополняет свой словарный запас, постоянно рассуждает об окружающем, выражает свои высказывание, своё мнение, задает вопросы, на которые сам ищет ответы.
У ребенка 3 – 5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Осознавая свои возросшие возможности, ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых он вынужден применять все больше усилий. Чтобы выполнить какое-либо поручение, ребенку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент занятие. Таким образом, это является тренировкой воли.
Воспитание звуковой культуры речи у детей 3 – 5 лет.
Речь детей в возрасте от 3 до 5 лет продолжает развиваться. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие, звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, Начинают следить за темпом своей речи.
Основная задача формирования звуковой культуры речи на данном этапе сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произнесением слов и, фраз.
Наряду с решением основной задачи в этом возрасте необходимо проводить работу и по другим разделам, звуковой культуры речи, а именно:
воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации;
говорить в размеренном темпе;
правильно произносить слова с точным употреблением, в них ударения.
Воспитание правильного звукопроизношения осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка. При формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и слухопроизносительные возможности ребенка, т. е. те связи слухового и артикуляционного контроля, без которых невозможно правильное произношение звуков.
Характеристика речевого развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 3 – 4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи. Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 1900 слов. Совершенствуется слово - произношение. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменяют основу глагола и т. д.). Осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативная. Постепенно детей подводят к составлению связных высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка Ряба», «Колобок»). К четырем годам при нормальных условиях ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим.
Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в произношении звуков затрудняют общение с окружающими, часто у таких детей наблюдается задержка психического развития. Детям трудно определять количество звуков в слове, их последовательность, назвать слова, начинающиеся на заданный звук. Дошкольники с недостаточно сформированным фонематическим слухом испытывают трудности в овладении навыками грамотного письма. Наблюдаются следующие особенности произношения:
1. Согласные звуки произносятся смягченно («зюк» - жук, «сярик» - шарик)
2. Свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся («абака» - собака, заменяются : «С Ф» («фонце» - солнце, «З В» («ваяц» - заяц, «Ц Ф» («фапля» - цапля) и т. д.
3. Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими звуками.
4. Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («лямпа», «ямпа» - лампа; «лыба», «ыба» - рыба).
Имеются особенности и в словопроизношении, к которым относится:
сокращение («тул» - стул, «весипед» - велосипед);
перестановки («шапля» - шляпа, «корвик» - коврик);
уподобление одного звука другим («бабака» - собака);
слияние слов («Марьвана» - Мария Ивановна);
добавление звуков («реблята» - ребята).
С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3 – 4 лет по развитию звуковой культуры речи, с тем, чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения – развитию фонематического слуха. Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала (слова, фразы, потешки, песенки с определенной группой звуков, направленные на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их, владея силой голоса и темпом речи, так и приемом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. Именно сочетание задач дает большой эффект, заинтересовывает детей.
Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах. Заучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи. Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и запомнить содержание стихотворения. Задания «Найди похожие картинки», «Найди различия» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание. У детей 3 – 4 лет начинает активно развиваться внимание, память, которая становиться наглядно образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Это позволяет включить в занятие загадки. Их тематика ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.
На занятиях проводятся физкультминутки, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно моторной координации. Кроме того, эти упражнения развивают память, четкое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.
Задачи:
1. Учить правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», У», «Ы», «И» - изолированно, в словах и во фразовой речи.
2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «З», «Ц» - изолированно, в словах и во фразовой речи.
3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.
4. Способствовать развитию интонационной стороны речи: умения произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
5. Вырабатывать умение говорить согласно нормам литературного произношения.
6. Формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами, разнообразными интонациями.
7. Знакомить с терминами «ЗВУК», «СЛОВО».
Ребенок к концу года должен :
правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» - изолированно, в словах и фразовой речи.
правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «Ц» - изолированно, в словах и фразовой речи.
уметь произвольно регулировать силу голоса (громко тихо, темп речи (быстро медленно, речевое дыхание.
использовать выразительные средства речи темп и ритм, паузы, разнообразные интонации.
понимать значение терминов «звук» и «слово».
уметь выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.
рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штриховать несложные предметы.
Характеристика речевого развития детей 4 – 5 лет (средняя группа).
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Он начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становиться разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети пятилетнего возраста все чаще используют прилагательные, чем дети четырехлетнем возрасте. Прилагательные они пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений: для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения в роле подлежащих, сложные предлоги (из-под, около и другие). Появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, но ребенок их употребляет еще очень редко.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах.
У детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослым, ребенок пытается установить свойства в их звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «Маша – каша, Миша – Гриша».
В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия, порою лишая их при этом всякого смысла. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки.
На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [Л] [РЬ] [Р], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Часто правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов.
Характерна для этого возраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно например жук (жужжит – зуззит, петушок золотой (гребешок – гребесок). В одном звукосочетании ребенок звуком уже владеет, в другом еще нет: «мальцик» – тут же ребенок говорит «часы».
Интересное явление отмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда они переходят к правильному произношению звуков [Ш, Ж] и звука [Р]. Ребенок начинает непомерно часто пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях: «горубой» (голубой, «шад» (сад, «рампа» (лампа, «жонтик» (зонтик, «шобака» (собака). Обычно эта замена не случайна. Ребенок, почти как правило, заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями недостающего, у ребенка звука. если вместо [Р] он произносил [Л], то теперь он делает обратную замену, не сразу ориентируясь, где она нужна, а где неуместна («горубой», «рошадь»).
К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуком. Речь в целом становится чище, отчетливей. В меньше степени встречаются перестановки и употребления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов. Возрастная речевая активность детей, они чаще и чаще задают вопросы взрослым. Начинают овладевать монологической речью.
На этом этапе обучения выделены три задачи:
1. Развитие фонематического слуха;
2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму;
3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Ребенок к концу года должен уметь:
правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
делить слова на слоги;
дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;
выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем большие успехи могут быть достигнуты.
Общение в дошкольном возрасте проявляется по двум направлениям: употребление в процессе общение с взрослыми и сверстниками, речь становится основной перестройкой мыслительных процессов и превращается в мышление.
Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.
Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому – компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители.
Литература
1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 2005. - 97с.
2. Концепция дошкольного воспитания / В. М. Изгаршева // Дошкольное воспитание. -2011.-№9.-С. 48-69.
3. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ /В. А. Петровский. М. :Педагогика, 2003.
4. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. - М. :Просвещение,2004.-223с.
5. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М. : Мозаика – Синтез. 2005. – 64с.
6. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, ВЛАДОС, 2004 – 287с.