Татьяна Маляева
Воспитание эстетической восприимчивости
▼ Скачать + Заказать документы
Лекторий для родителей.
МДОУ д/сада №124 Маляева Т. Л.
Воспитание эстетической восприимчивости.
Каждый ребенок должен уметь видеть красивое, наслаждаться им, давать ему правильную оценку, и в меру своих способностей учиться создавать это красивое.
Публикация «Воспитание эстетической восприимчивости» размещена в разделах
Через прекрасное дети скорее постигают такие моральные качества, как справедливость и добро. С помощью красоты легче искоренять из жизни грубость и пошлость, бескультурье, ханжество и др. Вот почему родителям следует беспокоиться о том, как приучить детей к занятиям искусством, как заставить полюбить его, как научить ценить прекрасное.
Это вполне доступная задача для каждой семьи. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Уже в полугодовалом возрасте ребенок тянется к яркой игрушке, чуть старше с удовольствием слушает веселую песенку, а нарядная, горящая разноцветными огнями новогодняя елочка всегда воспринимается ребенком эмоционально – эстетически.
Мы часто слышим от детей: «Посмотри, какой красивый цветок!», «Какая красивая птичка!» и т. д. К сожалению, мы не всегда обращаем на это внимание.
Как и все способности, способность эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана, и к этому нужно стремиться и об этом должен помнить каждый родитель.
Как же можно и нужно воспитывать способность эстетической восприимчивости у ребенка в семье?
Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать и анализировать. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах. Чем ярче у ребенка зрительное восприятие окрашено эмоционально-эстетическими переживаниями, тем ярче и образнее будут накапливаемые им зрительные представления. Запас зрительных представлений способствует развитию образного мышления ребенка, его воображения, что имеет большое значение для таких предметов, как математика, геометрия и других предметов в школе, и конечно для любой творческой деятельности. Поэтому одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании – систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими хорошо ему знакомыми предметами.
Взрослым нужно помочь раскрыть глаза ребенку на разнообразие и богатство форм и цветов в природе, в окружающей его жизни. Обратите внимание ребенка на окраску неба в различные часы и разные времена года, при различном состоянии погоды. Как разнообразны все деревья и растения. Хотя они все зеленые, но имеют массу оттенков. Как по разному бывает освещен снег…Он может быть и розовым на солнце, голубым и синим в тени, и рыжим, и серым на дороге.
Можно привести массу примеров – итог один: смотри, замечай, сравнивай.
Эстетическую восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание и к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей ляповатых, безвкусных по форме и украшению.
Большое значение для воспитания способности ребенка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям. То, что он сам, путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию, заставляет ребенка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словестные объяснения.
Немалую роль здесь играет и образное, хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т. е. делают его красивым. Даже самые несложные суждения, которые ребенок слышит от взрослых, оказывают на него большое влияние.
Если ребенок слышит, что та или другая вещь красива потому, что она хоть и проста по форме, но тщательно и с любовью выполнена, ее приятно взять в руки, что узор красив, потому, что яркий и нарядный, цветок красив, потому, что у него изящные, выразительные лепестки и нежные сочетания цветов, что тот или другой поступок красив т. к. благороден или скромен и т. д., то ребенок постепенно начинает понимать, что красиво не только то, что ярко, нарядно, но и то, что целесообразно, мастерски выполнено, что правдиво, что гармонично по форме и цвету, что благородно. Ну а все крикливое, резкое, неряшливое, некрасиво не только в вещах, но и в поведении человека. Так органически эстетические понятия связываются с этическими.
Важное место в воспитании эстетической восприимчивости отводится занятиям по рисованию (и другой творческой деятельности, в самой основе, которых лежит систематическое развитие у ребенка способности активно, целенаправленно рассматривать предметы и явления его окружающие, и посильно передавать увиденное в рисунке.