Татьяна Попова
Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 58 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»
г. БЕЛГОРОДА
Воспитание эмоциональной отзывчивости
у детей старшего дошкольного возраста
с ТНР посредством совместной работы
музыкального руководителя и воспитателя
через театрализованную деятельность
Лавриненко Елизавета Павловна
Публикация «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Старшая группа
- Темочки
музыкальный руководитель,
Попова Татьяна Николаевна
воспитатель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада №58
«Центр развития ребенка»
г. Белгорода
Белгород 2022г
Содержание
Раздел I. Информация об опыте. ….…
3
Раздел II. Технология опыта. ….
8
Раздел III. Результативность опыта…
11
Библиографический список….
12
Приложение к опыту…. 13
РАЗДЕЛ I.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения и становления опыта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №58 «Центр развития ребёнка» (далее ДОУ) расположен по адресу г. Белгород, ул. Железнякова д. 2а, был введён в эксплуатацию в июне 1976 года.
В дошкольном учреждении всего укомплектовано 12 групп, 2 из которых группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, 10 групп общеразвивающей направленности. Списочный состав 271 воспитанник. Ближайшее окружение: МБОУ СОШ №№7,29, Центр детского творчества, ДК «Сокол». Детский сад расположен в северной стороне города микрорайона «Черемушки».
Белгород славится своими культурными традициями, имеет свои образовательные центры театры и музеи. Особо хочется выделить три культурных центра, которых во многих областных центрах нет - это
1. Государственный академический драматический театр им. М. С. Щепкина
2. Белгородский государственный театр кукол
3. Белгородская государственная филармония
Белгородцы любят свои театры, очень часто бывает не достать билеты на представления, а это говорит том, что горожане знают и понимают прекрасное, разбираются в перепитиях событий и им важны интеллектуальные подпитки, работа мысли и души. Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой. Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов. Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Часто можно увидеть, как идут в театр целыми семьями, состоящими из представителей разных поколений.
В театре дети учатся правильно одеваться, вести себя, выражать эмоции, приучаются к дисциплине и самоконтролю. На этой основе в дальнейшем будут усваиваться и другие правила и нормы. Театр учит понимать людей и выражать собственные чувства. Чтобы жить в гармонии с другими, нужно уметь понимать себя. Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе.
Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для гармоничного развития мировоззрения.
Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра – основной вид деятельности. Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры – мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты, интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе. Уже в двухлетнем возрасте дети понимают игру актеров. Их привлекают яркие костюмы, которых он не видит в обычной жизни, весёлая музыка, световое сопровождение, декорации. Ребё нок охотно контактирует с героями уже знакомых ему сказок: Колобком, Лисой, Котятами, Мышкой. Он старается вжиться в образ и перенять положительные черты понравившегося героя. Наблюдая за действием постановки, дети активно вступают в диалог с актёрами, отвечают на вопросы, помогают главным героям выпутаться из опасной ситуации. Дети старших групп сами хотят активно участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы, они моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир сказок.
Организация театрализованной деятельности в ДОУ предусматривает тесное сотрудничество воспитателя с музыкальным руководителем. Элементы театрализации могут присутствовать как на музыкальных занятиях, в утренниках и развлечениях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная деятельность включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Актуальность опыта
В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка. Во многих семьях книги не актуальны, их место заняли компьютеры и компьютерные игры, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания детей. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчает процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, творят.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больше результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя и воспитателей. Авторами предпринята попытка доказать, что одним из эффективных способов развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста является театральная деятельность. Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театральную деятельность каждый ребенок может проявить свои чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Сухомлинский В. А.)
Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна: педагогика из «дидактической становится развивающей». А значит, использование элементов театрализации, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, педагоги уяснили для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество и игра. Авторы поддерживают те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагоги в данном случае – воспитатель группы и музыкальный руководитель, связанные с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
Ведущая педагогическая идея опыта
Заключается в создании условий для воспитания эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством совместной работы музыкального руководителя и воспитателя через театрализованную деятельность.
Длительность работы над опытом
Работа над обобщением опыта велась в течение 2 лет: с 2020 по 2022г. г.
Это связано с тем, что в группу компенсирующей направленности, дети приходят в возрасте 5 лет – старший дошкольный возраст.
1 этап – информационно-аналитический, или диагностический
(сентябрь 2020г. – декабрь 2020г.)
Начальный период предполагал обнаружение и формулировку проблемы, определение цели, постановку задач. Сбор и анализ информации по данной проблеме, проведение диагностики, повышение уровня профессиональной компетентности.
2 этап – практический
(январь 2021г. – январь 2022г.)
На практическом этапе была проведена работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей группы посредством совместной работы музыкального руководителя и воспитателя через театрализованную деятельность
3 этап – заключительный
(февраль 2022г. – май 2022г.)
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных форм, методов и средств работы для решения обозначенной проблемы.
Диапазон опыта
Так как в основу опыта положены идеи комплексного и системного подхода к создании условий для воспитания эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством совместной работы музыкального руководителя и воспитателя через театрализованную деятельность, то опыт имеет широкий диапазон. Используется в режимных моментах, при проведении образовательной и досуговой деятельности.
Теоретическая база опыта
Прогрессивные тенденции современной детской психологии педагогики, определяющие продуктивную деятельность как условие развития креативности личности, как движущую силу формирования психической готовности к школе выявляют значимость творчества в развитии ребенка. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Проблемой детского творчества занимались и занимаются многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, З. Фрейд, В. Глоцер, Т. Г. Казакова, Л. С. Ходонович, Г. А. Никашина и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В. Глоцер, Б. Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребенка вредит индивидуальному выражению личности». Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (Запорожец А. В., Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г., и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребенок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать свое творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству. Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принужденным. Оно может возникать только из детских интересов. Отмечая важность развития музыкальных творческих способностей дошкольников Л. С. Ходонович основное место отводит музыкальной игре. У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребенка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству…» (В. А. Сухомлинский)
Новизна опыта
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы воспитания эмоциональной отзывчивости, искренности у детей - дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Материалы опыта могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях разного вида (общеразвивающего, компенсирующего, комбинированного) без ограничений, а также интересны заведующим ДОУ, старшим воспитателям, воспитателям групп, студентам педагогических колледжей и университетов, а также родителям воспитанников
Раздел II.
Технология описания опыта
Цель данного педагогического опыта: поиск нетрадиционных форм воспитания эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Побуждать всех участников педагогического процесса к осмыслению компетентностного подхода к проблеме воспитания эмоциональной отзывчивости;
- Сформировать у воспитанников систему знаний «Отзывчивый человек – искренний человек»;
- Организовать предметно – развивающую среду.
Предметом изучения программы является педагогическое воздействие, а содержание составляют научно-обоснованные закономерности воспитательных и обучающих взаимодействий детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения на фоне педагогического мастерства педагогов в осуществлении компетентностного подхода.
Методы и формы организации работы
Система работы предусматривала:
- выявление сформированности знаний и практических навыков у дошкольников по проблеме эмоциональной отзывчивости на начальном этапе работы;
- проведение мероприятий по формированию и воспитанию знаний и навыков по проблеме у дошкольников;
- взаимодействие с родителями по вопросам воспитания эмоциональной отзывчивости у детей;
- диагностирование необходимых навыков на заключительном этапе.
Формирование и воспитание осуществлялось через такие формы работы как:
- музыкальные занятия, которые включают в себя организованные формы работы и самостоятельную деятельность дошкольников;
- мероприятия (развлечения, утренники и т. д, на которых ребенок демонстрирует знания и навыки, полученные в процессе воспитания;
- театрализованные, музыкально - ритмические обучающие, развивающие игры и игровые упражнения, которые дают возможность приобретения опыта по заявленной проблеме.
Планирование работы включало проектирование, прогнозирование динамики и результативности педагогического воздействия на воспитание эмоциональной отзывчивости и приобретение опыта в данной проблеме каждого ребенка.
Формирование у дошкольников эмоциональной отзывчивости немыслимо без активного участия в этом процессе коллектива ДОУ и родителей. Только комплексное воздействие в воспитании искреннего, отзывчивого человека могут дать реальные результаты.
Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом и словом.
В процессе музыкально-театрализованных игр, происходит всестороннее развитие детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах.
Создаётся творческая атмосфера, которая завораживает ребёнка, помогает раскрыться его уникальным возможностям и способностям на сцене.
В работе используются следующие методы:
• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов, ситуаций, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
• метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики введения диалога);
• метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём сравнения, а затем создавать в сознании новые образы).
Педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности себе.
В группе детей ТНР немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным помощником музыкального руководителя. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведению музыкально-театрализованных мероприятий, играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Воспитатель параллельно решает основную задачу группы – развитие речи детей ТНР. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно -исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога даёт возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Совместные формы и методы работы:
- Прослушивание и просмотр сказок и беседы по ним;
- Игры-драматизации с использованием разных видов театра;
- Упражнения на развитие артикуляционной гимнастики;
- Дыхательная гимнастика;
- Дидактические игры для обогащения словарного запаса, развитие связной речи;
- Разыгрывание сказок и инсценировок.
- Подбор музыкального материала.
Подробнее остановимся на игре – драматизации. Это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений. Дети создают свой маленький мир, сами распределяют роли, придумывают сюжет, управляют действиями героев, разговаривают голосами героев, переживают за них. Педагогам остается только создать условия и придумать яркое музыкальное оформление
Во время игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности, воображение, расширяются знания об окружающем мире.
Дети учатся сопереживать, быть готовыми прийти на помощь, становятся отзывчивыми.
Раздел III
Результативность опыта
В современной педагогике существует ряд различных диагностических методик, которые позволяют выявить музыкальные и артистические способности ребёнка.
В основу нашей диагностики лёг метод наблюдения (по Е. Антипиной). Была составлена диагностическая карта, в соответствии с которой, можно было увидеть динамику развития следующих качеств:
1. Владение выразительностью речи;
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Дети показали хорошую динамику, на основании полученных данных можно сделать вывод, что цель и задачи, поставленные в данной работе выполнены.
Сводные результаты представлены в диаграмме (Приложение)
В заключение хотелось бы сказать, что театрализованная деятельность является ненавязчивым педагогическим средством в достижении воспитательных целей, ведь тематика её безгранично многообразна, а ребенок в игре испытывает удовольствие и радость.
Библиографический список:
• Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М. : Просвещение, 1991.,
• Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду., М, Сфера, 2003,
• Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М, 2000 г
• Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М.
• В мире детских эмоций : пособие для практических работников ДОУ. М 2016
• Кудрина Г. Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск: ИГУ, 1992.
• Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). : М. : Сфера, 201
• Психология эмоций. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : МГУ, 2000 г
• Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников под ред. Ушаковой О. С. М., 2001г.
Приложение
Характеристика уровней.
Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкально-театрализованной деятельности).
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
Выразительность речи
Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя
на поступки.
Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения
Общие результаты на начало и итог