Папки-передвижки

Воспитание экологической культуры в условиях ДОУ

Бабикова Наталия
Воспитание экологической культуры в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание экологической культуры в условиях ДОУ

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твё рдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.» Антуан де Сент- Экзюпери

Человек и природа неотделимы, тесно связаны между собой. Природа – наша кладовая. В ней есть все для жизни, но она постепенно истощается. Поэтому охрана окружающей среды, разумное отношение к природе, рациональное использование ее богатств стали настоящей проблемой века.

Темочки:

Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

• понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

• проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Только учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами, наведением и соблюдением чистоты на участке детского сада и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Чтобы реализовать критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе нами применяются следующие формы работы с детьми: экскурсии, беседы на экологические темы, чтение художественной литературы, рассказы об особенностях ухода за животными, различные тематические игры, викторины, акции, интеллектуальные игры, рисование и конструирование, наблюдение, обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов, подготовка экологических праздников и т. д.

Например, очень интересные и запоминающиеся для детей были такие формы работы как: проведение акции «Скажем Нет -загрязнению рек». Данная форма работы интересна тем, что требовала большой предварительной работы (это и изучение водоемов нашего поселка, какими они были и какими стали, как загрязняют водоемы и что нужно сделать, чтобы их «спасти» и тд.); в проведении акции участвовали и дети, и родители, а информацию о данной проблеме донесли до социума при помощи раздачи листовок (раздавали их дети). Еще один пример: интеллектуальная игра «Обвинители и защитники» по теме «Защитим природу от засорения», где дети также получили большой багаж знаний, который они могут применить на практике. В вопросе экологического воспитания имеет место и проектная деятельность (например, «Не вырубайте лес») и исследовательская. Наши дошкольники разработали и прекрасно защитили исследовательские проекты «Почему исчезают реки», «Растения –нашего края».

В детском саду в каждой есть уголок живой природы в детском саду, где содержаться различные комнатные растения.

Также в каждой группе детского сада есть разнообразный дидактический и наглядный материал, настольные игры, который воспитатели используют и на занятиях по экологическому воспитанию, и в индивидуальной работе. Весь материал находится в свободном доступе для детей. Причём часть дидактического и наглядного материала изготовлена совместно с детьми, с родителями.

Для воспитания осознанно-правильных взглядов на природу посредством наблюдения большое значение принадлежит ведению календарей природы, отражению в них итогов наблюдений.

Одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

На территории детского сада разработан маршрут экологической тропы она включает в себя: клумбы, выносную мини-лабораторию, цветочные часы, метеостанцию, альпийскую горку, хвойную аллею, солнечные часы, муравьиный домик, дорожка здоровья, рябиновую аллею, «у водоема», огород гномика, птичий дворик, зеленая аптека, пасеку, березу, кустарник.

При работе с экологической тропой у детей есть возможность применить свои знания на практике, оказывать посильную помощь в поддержании порядка и благоустройстве участка (прополка, посадка, уборка мусора и тд, что способствует формированию у детей чувства ответственности, прекрасного, бережливого отношения к природе, трудолюбия. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Вся работа по экологическому воспитанию детей строится в тесном взаимодействии с семьей.

Экологическое просвещение родителей осуществляется через тематические выставки в родительских уголках, индивидуальные и групповые беседы и пр.

Родители воспитанников –принимали непосредственное участие при создании экологической тропы, они активные участники проводимых в ДОУ конкурсов, выставок, акций, праздников и вечеров досуга, а также субботников по благоустройстве территории.

При тесном взаимодействие и связи трех компонентов педагогического процесса дети-педагоги-родители, грамотно подобранных форм и методов работы по экологическому воспитанию позволит добиться положительных результатов.

Результатом этой деятельности будут экологически грамотные, неравнодушные к природе - будущие граждане нашей страны.

Публикации по теме:

Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольниковОсвоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал УКАЗ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии. Цель.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры в условиях ДОУ
Опубликовано: 30 января 2020 в 21:08
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание экологической культуры в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Бабикова Наталия (УИ 1395840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД