Папки-передвижки

Воспитание экологической культуры и нравственных чувств старших дошкольников посредством экологических игровых проектов

Ирина Кажаева
Воспитание экологической культуры и нравственных чувств старших дошкольников посредством экологических игровых проектов
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание экологической культуры и нравственно-патриотических чувств старших дошкольников посредством

экологических игровых проектов

Авторский коллектив:

Шурубова Альбина Константиновна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 85»

Петровская Людмила Евгеньевна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 85»

Публикация «Воспитание экологической культуры и нравственных чувств старших дошкольников посредством экологических игровых проектов» размещена в разделах

Русанова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 85»

Кажаева Ирина Викторовна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 85»

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества возрастает значимость экологически воспитанной личности, что предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

Экологическая культура – это одно из современных направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту). Из этого следует, что ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Главная задача воспитания у детей экологической культуры состоит в формировании элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, ответственного отношения к окружающей социальной и природной среде; к собственному здоровью и здоровью окружающих людей; в следовании доступным экологическим правилам, в развитие познавательного интереса к природе, эстетических чувств, связанных с красотой природы.

Формирование основ экологической культуры в условиях ДОО может осуществляться в различных формах: в совместной природоведческой образовательной деятельности педагога с детьми в рамках проектов, через наблюдения, экспериментальную и опытническую работу, игровые обучающие ситуации, целевые прогулки и экскурсии, мини-походы в детском саду, нравственно-экологические праздники и развлечения, акции и экологические практикумы.

Специфика метода экологического игрового проекта для детей

старшего дошкольного возраста

Особое место в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста занимает метод экологического проекта, который заслуживает должного внимания со стороны педагогов-дошкольников. Наряду с традиционными методами, экологический проект имеет ряд преимуществ и возможностей именно в условиях дошкольного учреждения, где вся развивающая среда создаётся только на благо ребёнка с учётом его возрастных и личностных особенностей, с учётом реальных возможностей детского сада и регионального компонента.

Метод экологического проекта открывает перед воспитателем большие возможности для становления нравственных начал ребё нка-дошкольника посредством более глубокого ознакомления с природным окружением, бытом, культурой и искусством людей своей малой Родины. В совместной деятельности воспитателя и ребёнка в рамках нравственно-экологических проектов успешно решаются в комплексе задачи его нравственно -личностного развития: трудолюбие, гуманное отношение ко всему живому – доброжелательность, отзывчивость, заботливость; любовь к Родине, интерес к истории культуре родного края, людям-труженикам, воинам-победителям.

Метод экологического проекта способствует расширению сферы практической творческой деятельности дошкольника и позволяет вывести педагогический процесс из стен детского учреждения в ближайший окружающий мир. В рамках экологического проекта можно проводить целый ряд интересных и необычных мероприятий: экологические практикумы, опыты, трудовые десанты, различные акции, не просто наблюдения -разведку на местности с рисованием маршрутов и карт, в которых каждый ребёнок может себя реализовать по своему желанию и возможностям.

Методической базой для наших проектов послужил опыт работы Цветковой И. В., автора цикла проектов для младших школьников, которые мы адаптировали к дошкольному возрасту, упростив основные задачи и формы работы по реализации проектов. Метод экологического проекта прекрасно адаптировался в детском саду, чему способствует прекрасно озеленённая территория нашего учреждения и созданная эколого-образовательная и эколого-оздоровительная среда для реализации экологических проектов.

Проекты, предлагаемые нами, помогают нашим воспитанникам расширить сферу творческой деятельности. Проекты помогают ребёнку – дошкольнику быть готовым к взаимодействию с окружающей природной и социальной средой, проявляя эмоционально положительное отношение к её объектам, чувство удивления и восторженности, применяя знания и умения в экологически значимой деятельности; формируют у детей основы здорового образа жизни, активную жизненную позицию.

Структура экологического игрового проекта

для детей старшего дошкольного возраста

1 этап. Постановка цели, выбор темы.

Воспитатель подготавливает детей к выбору цели- сюжета для игры, заранее проработав наиболее актуальную интересную проблему для настоящего момента. Например, рассказать детям о чём-то необычном, интересном, увиденном на территории д / сада или за его пределами. Привлекать детей к беседе, задавая больше побудительных вопросов.

2 этап. Разработка проекта.

Шаг 1. Наметить общий план действий.

Воспитатель передаёт инициативу разработки плана действий детям, давая установку, например, «Мы с вами - разведчики. Нам нужно разведать, найти что-то интересное…Что нам нужно сделать в первую очередь и что потом?

Шаг 2. Отбор оборудования, изготовление атрибутов.

Выбрав курс и план действий, воспитатель предлагает детям подумать, что им нужно для выполнения задуманного. Выбрать в группе место, где они будут хранить всё, что нужно будет для игры, оформить игровой уголок.

Шаг 3. Распределение ролей и обязанностей.

Можно разбить детей по их желанию на отряды, звенья или другие структуры, в которых будут командиры или заведующие, директора или главные врачи и т. п. Определить обязанности каждого участника этого звена.

3 этап. Выполнение проекта- реализация придуманных сюжетов и планов.

По ходу игровой деятельности подавать детям новые идеи и прорабатывать их, создавая новые сюжеты. Сюжеты создаются из возникающих проблем, интересов детей, созвучных времени года, событиям, праздникам в детском саду, городе, стране…

Возрастные особенности дошкольников не позволяют ставить перед ними отдалённые задачи и требовать от них охватить одновременно несколько направлений деятельности. В связи с этим мы используем, в основном, краткосрочные проекты, рассчитанные на неделю, месяц. Однако проект можно обыгрывать полгода и год, возвращаясь к его сюжетам эпизодически в связи с каким-то событием, праздником или мероприятием по другому проекту, а также в связи с сезонными явлениями.

В рамках экологического проекта в зависимости от его тематики, можно проводить с детьми много интересных и увлекательных видов деятельности:

- экологические практикумы / сбор коллекций, гербариев, лечебных трав и ягод

- трудовые десанты в саду, в огороде, в питомнике, в цветнике

- длительные наблюдения с фиксированием результатов и с использованием специального инструментария

- эксперименты, опыты в природе и в лаборатории

- просмотр телепередач о природе, сказок и мультфильмов о животных

- экскурсии, мини-походы

- природоохранные акции - спасательные операции - экологические праздники

-выставки, смотры, конкурсы-составление писем, обращений, телеграмм, листовок, выпуск газет, оформление стендов; - изготовление различных моделей и атрибутов к играм - поисковая деятельность на экологической тропе; - разведка на местности: новые объекты, опасные места; - составление различных календарей наблюдений, портретов месяцев года - создание копилок и сбор информации для них.

4этап. Подведение итогов.

Лучше всего организовать праздник для всех участников данного проекта под названием «Встреча друзей». Ведущим может быть хозяин экологической тропинки или другие герои: Мойдодыр, доктор Айболит, Знайка и др.

-Вскрываются копилки Добрых дел по группам - называются самые важные дела, которые сделали дети.

-Дети рассказывают, с кем из обитателей экологической тропинки они познакомились и подружились? Кому и чем помогли? А кому ещё нужна помощь?

-Дети рассказывают, нашли ли они себе помощников в своих делах и кого: соседей, жителей микрорайона, родных и близких людей.

-Затем ведущий спрашивает у детей, что нового они узнали?

Дети рассказывают о сделанных делах в сценках, частушках, танцах. Каждый командир докладывает Хозяину тропинки, сколько добрых дел сделало его звено. Хозяин тропинки благодарит детей за все добрые дела и приглашает детей продолжить игру или начать новую / под таким-то названием / .

Метод познавательно-игровых экологических проектов помогает ребёнку – дошкольнику быть готовым к взаимодействию с окружающей природной и социальной средой, проявляя эмоционально положительное отношение к её объектам. чувство удивления и восторженности, применяя знания и умения в экологически значимой деятельности.

Этот метод также способствует расширению сферы практической творческой деятельности и позволяет вывести педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир.

Экологический проект- эффективный метод в воспитании у ребё нка-дошкольника стремления к здоровому образу жизни. Каждый экологический проект мы разрабатываем на основе детских интересов. Этот метод обеспечивает реальную возможность каждому ребёнку проявить себя индивидуально и, наоборот, научиться действовать и владеть собой в коллективе сверстников при непосредственном общении с природой.

Экологический проект открывает перед педагогом большие возможности для нравственно — патриотического воспитания посредством природного окружения, быта, культуры, творчества людей своей страны и малой родины. В рамках проектов дети знакомятся с интересными и редкими профессиями: геолог, эколог, дизайнер, флорист, фармацевт и другими.

В рамках игровых экологических проектов проводится много интересных видов деятельности и мероприятий. Очень интересны для детей экологические практикумы по сбору гербариев, коллекций, по посадке комнатных растений и растений на огороде, фитоогороде и цветниках. Участвуя в таких практикумах, дети не просто подражают действиям взрослого, а учатся выполнять поручения и задания осознанно и на довольно высоком уровне. В такой совместной деятельности педагога и детей решаются многие задачи личностного развития дошкольника : трудолюбие, гуманное отношение к сверстникам, взрослым и всему живому вокруг – доброжелательность, отзывчивость, заботливость; любовь к Родине, уважение к людям-труженикам.

Содержание и тематика экологических игровых проектов соответствуют особенностям и возможностям детей каждой конкретной возрастной группы и предусматривают зону ближайшего развития каждого ребёнка. При выборе тем экологических проектов мы используем стремление ребёнка старшего дошкольного возраста брать на себя обязанности «защитника». Такая позиция способствует становлению природоохранной деятельности ребёнка. Отсюда и названия наших проектов : «Экологическая почта», «Спасатели природы», «Юные защитники природы», «Школа волшебников здоровья и красоты», «Разведчики прекрасного и удивительного».

Все экологические проекты, которые мы реализуем вместе с детьми, взаимосвязаны между собой главной целью- воспитанием самых высших чувств у наших детей : сочувствия, доброты, любви к родному краю, к своей стране, уважения к человеку-труженику, которые воспитываются в совместной деятельности педагога и ребёнка.

Сегодня в рамках экологических проектов педагоги широко используют информационно коммуникационные технологии: компьютерные игры с экологическим содержанием, презентации, показ слайдов, видеофрагментов телепередач о природе, праздников, экскурсий и семейных путешествий. Родители с желанием предоставляют свои архивы для показа детям.

Методика использования экологического проекта

Выбранный нами за основу своей педагогической деятельности с детьми метод экологического проекта прекрасно адаптировался в детском саду. С его помощью мы добиваемся высоких результатов экологических знаний и умений детей, а самое главное игровые экологические проекты вызывают огромный интерес и желание в них участвовать не только у детей, но и у взрослых.

Эффективность метода экологического проекта мы видим не только в новизне формы организации детей дошкольного возраста, в насыщенности и разнообразии видов детской деятельности, но и в уникальном позитивном сочетании воспитательных и образовательных задач. Играя, дети познают мир природы, учатся правильно к нему относиться, выполнять разнообразные действия. И всё это происходит при непосредственном общении с живой природой в кругу увлечённых сверстников и взрослых.

Мы стараемся, чтобы наши дети ежедневно получали положительные эмоции от общения с природой и сохраняли эти чувства в общении друг с другом и с окружающим их миром.

С помощью совместной проектной деятельности мы добиваемся высоких результатов экологических знаний и умений детей, а самое главное игровые экологические проекты вызывают огромный интерес и желание в них участвовать не только у детей, но и у взрослых.

При выборе тем мы учитываем стремление ребёнка старшего дошкольного возраста брать на себя обязанности «защитника». Отсюда и названия проектов : «Спасатели природы», «Разведчики прекрасного и удивительного», «Экологическая почта», «Школа Здоровья и красоты».

Интересная работа проводится в рамах эколого-оздоровительного проекта «Школа волшебников здоровья и красоты». На каждом этапе проводилась работа в трёх направлениях. Начали с обновления эколого-оздоровительной среды : разметили дорожку здоровья вокруг здания детского сада, по которой дети выполняют различные виды оздоровительной ходьбы и бега по условным обозначениям и моделям.

Большую часть мероприятий, которые мы включаем в свои проекты, стараемся планировать на лоне природы, что располагает к тесному непосредственному общению и сотрудничеству детей и взрослых, детей друг с другом. Однако должное внимание уделяем предметно-развивающей среде и в групповых помещениях, где оборудованы уголки по проектам, мини-лаборатории, мини –огороды.

В рамках проектов воспитатели организуют и проводят интересную совместную деятельность с детьми и родителями: изготавливают занимательные экологические игры, модели, макеты, разрабатывают карты маршрутов прогулок в природу, собирают гербарии и коллекции природного материала.

При разработке проектов для детей большое внимание придается нравственному аспекту : формированию целостной картины мира через познание истории, быта, культуры и природы родного края, развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Экологический проект – эффективный метод в предшкольной подготовке дошкольников, так как выступает в качестве средства формирования новообразований личности ребё нка: рефлексии, произвольности, внутреннего плана действий. Экологический проект – эффективный метод в воспитании у ребё нка-дошкольника стремления к здоровому образу жизни. Вместе с педагогами и родителями дети сочиняют экологические сказки о жизни природных объектов, о здоровье с необыкновенными героями: Неболейкой, Здравиком, Хлюпиком, где во главу угла ставится динамика детской мотивационной сферы.

Все экологические проекты, которые мы реализуем вместе с детьми, взаимосвязаны между собой главной целью- воспитанием самых высших чувств у наших детей : сочувствия, доброты, любви к родному краю, к своей стране, уважения к человеку-труженику, которые воспитываются в совместной деятельности педагога и ребёнка.

В тематику игровых обучающих ситуаций мы включаем региональный компонент, учитывая также и условия своего учреждения: «Как звери на Кубани к зиме готовятся», «Экспедиция в уголок леса», «Где прячется колючая семейка», «Как Незнайка здоровье искал», «Как научиться быть здоровым».

Сегодня в рамках экологических проектов педагоги используют информационно коммуникационные технологии: компьютерные игры с экологическим содержанием, презентации, показ слайдов, видеофрагментов телепередач о природе, праздников, экскурсий и семейных путешествий. Родители с желанием предоставляют свои архивы для показа детям.

Экологические проекты помогают воспитателям и в речевом развитии, и в развитии навыков счёта и логического мышления. Например, в проекте «Зелёные сказки» дети вместе с родителями занимаются словотворчеством. Получаются занимательные истории и сказки: «Путешествие белого «парашютика», «Сказка о том, как маленькая семечка превратилась в шар из листьев», «История о превращении бабочки». Участвуя в акции «Зелёные счётчики», дети подсчитывают, сколько на территории детского сада кормушек, скворечников. Дети знают, где и сколько их развешено, так как устанавливали они их вместе с папами; сколько и какие деревья растут на участке и сколько прилетело скворцов. На территории детского сада развешено 27 кормушек, 18 скворечников.

Из года в год мы наблюдаем положительную динамику в становлении нравственной позиции наших воспитанников, позитивные перемены в общении детей друг с другом, взрослыми; в отношении ко всему живому.

Мы стремимся, чтобы наши дети ежедневно получали положительные эмоции от общения с природой и сохранили эти чувства в общении друг с другом и с окружающим миром на всю жизнь.

Работа с родителями по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Значительную часть в работе детского сада занимает пропаганда экологических знаний среди родителей.

В детском саду оформлен стенд «Экологическая служба», рубрики которого содержат передовую информацию об экологической обстановке края, микрорайона и заметку «А знаете ли Вы?», где мы освещаем заметные события, происходящие у нас в детском саду: в какие часы происходит ежедневная миграция ворон и галок с полей в парки города, появление на территории дятла и двух сов, сколько повешено новых скворечников и сколько семей скворцов поселилось в них.

Проводятся тематические родительские собрания в нетрадиционных формах с показом экологических инсценировок и праздников, презентаций и слайд-шоу об экологически значимой деятельности воспитанников в режиме дня, размещаются репортажи из жизни группы на сайте учреждения. Ежегодно проводится анкетирование по актуальным темам о самоценности здоровья, о вредных привычках. По результатам анкетирования составляются мониторинги и доклады по экологии. На группах в уголках для родителей есть экологическая рубрика, где воспитатели рассказывают о различных событиях в жизни группы и детского сада; оформлены папки-передвижки по темам, альбомы, выставки детских работ из природного материала.

Родители участвуют в экологических проектах и праздниках, выставках и викторинах, трудовых десантах и практикумах. Силами родителей и сотрудников приобретены и высажены разнообразные растения: деревья, кустарники, цветы, которые вошли в состав экологической тропинки.

Проводимые мероприятия помогли создать команду единомышленников, привлечь родителей к активному участию в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, по-высить уровень их компетентности в вопросах экологического воспитания детей.

В тесном сотрудничестве с родителями, жителями микрорайона, коллектив детского сада постоянно поддерживает экологическую безопасность нашего учреждения.

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры и нравственных чувств старших дошкольников посредством экологических игровых проектов
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 12:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание экологической культуры и нравственных чувств старших дошкольников посредством экологических игровых проектов» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кажаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД