Светлана Пащенко
Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода в ОО «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры дошкольников через проектный метод в образовательной области «Познавательное развитие» по теме «Тигры и леопарды просят защиты»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода в ОО „Познавательное развитие“» размещена в разделах
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Именно от них будет зависеть ее судьба. И первые экологические основы должны закладываться в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры человека, служащей базой для формирования основ мировидения и представляющей широкие возможности для экологического воспитания. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействии ребёнка с природой, осознанием неразрывности с ней.
Благодаря этому у детей возможны формирование экологических знаний, норм и правил, воспитание сопереживания к природе, активности в решении некоторых экологических проблем.
Уже сегодня мы, педагоги, проявляем настойчивость в формировании ответственного отношения к природе, потребности в сохранении и улучшении ее богатств, осознанно-правильного отношения к окружающей среде.
Наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования является организация проектной деятельности, как одной из интерактивных форм познавательного развития. Участие в экологических акциях, субботниках, работы с природоохранными проектами- уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.
Проектная деятельность в воспитательно- образовательном процессе носит характер сотрудничества, в котором участвуют педагоги, дети и их родители. На каждом этапе проекта необходима помощь, внимание и сопровождение со стороны взрослых.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда, но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
В детском саду №248 ОАО «РЖД» в период с 02.09.2019 г. по 30.03.2020 г. совместно с детьми средней группы и их родителями был разработан и внедрён проект «Защитим Уссурийского тигра и Дальневосточного леопарда».
Разработанный проект покажет свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, поможет усвоить, что Амурский (уссурийский) тигр и Дальневосточный леопард-это главная достопримечательность Приморского края. Детям необходимо объяснить, тигр и леопард хоть и большие хищники, но тоже нуждаются в защите. Их численность, особенно Амурского тигра, постоянно падает, т. к. бесконтрольная вырубка леса на территории заповедников и браконьерство не идут тиграм на пользу.
Участниками проекта были воспитанники средней группы, их родители и воспитатели.
Тип проекта : информационно – ориентированный.
Участники проекта : воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный (7месяцев)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Основное содержание проекта :
*интегрированная образовательная деятельность;
*рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, фото представителей класса кошачьих- хищники, используя презентации, видеоролики;
*знакомство с Красной книгой Приморского края, животными, которые занесены в Красную книгу;
*чтение и просмотр сказок, загадок, стихов;
*рассматривание лепбука «Тигры и леопарды», нетрадиционное рисование, аппликация;
*тематическая фотовыставка «День тигра» ;
*слушание аудиозаписи из серии «Звуки живой природы»
Средства реализации:
НОД;
Беседы;
ЧХЛ;
Игровая деятельность;
Продуктивная деятельность;
Совместная работа с родителями.
Актуальность проблемы:
Актуальность проблемы заключается в том, что особая значимость, становление бережного отношения к природе приобретается в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры. Нашим детям просто необходимо знать о редких, находящихся на грани вымирания, видах животных, которые живут в Приморском крае. Недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно – экологического воспитания в семье.
Цель проекта :
Каждый дальневосточник знает, что где-то в тайге живёт Амурский тигр и Дальневосточный леопард – самые крупные хищники планеты. Но часто этим знания и ограничиваются. Рассказать об их жизни, повадках и видах этих дальневосточных красавцев могут, к сожалению, не многие. Мы хотим, чтобы наши дети научились понимать, любить и уважать окружающий мир. Чтобы тигр и леопард стал для наших детей не пришельцем из неведомого мира, а добрым соседом, с которым мы живём рядом.
Задачи проекта :
Изучить литературу и интернет ресурсы по теме проекта, подготовить презентации и видеоматериалы;
Познакомить детей с уникальными представителями семейства кошачьих: амурским тигром и леопардом;
Развивать у детей познавательно – исследовательский интерес к родному краю, природе животного мира;
Сформировать представление о жизни тигра и леопарда, повадках, местах обитания;
Углубить знания детей об отношениях человек, амурского тигра и леопарда;
Познакомить детей с причинами исчезновения этих видов животных из дикой природы;
Формировать умения делать выводы на основе полученных знаний;
Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы родного края;
Привлечь внимание родителей к сохранности природы и воспитании экологической культуры своих детей;
Развитие у детей продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат проекта :
Повышение мотивации взрослых и детей для участия в проектной деятельности;
Повысить интерес детей к бережному отношению животных, занесённых в Красную книгу.
Продукт проектной деятельности :
Презентация проекта;
Тематическая выставка рисунков;
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
-Сбор и анализ литературы по данной теме.
-Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
-Обсуждение с родителями варианты работ: аппликация, рисунок, экологичекий плакат «Защитим Уссурийского тигра и Дальневосточного леопарда».
-Предметно-развивающая среда : дидактический материал, литература, маски для подвижных игр.
Основной этап:
-Закрепить знание детей о местах обитания тигра и леопарда, их жизни в природе, питании, повадках.
-Упражнять детей в изображении тигра и леопарда, использовать метод нетрадиционного рисования, передача характерных особенностей, развивать эстетическое восприятие, воображение.
-Познакомить детей с понятием «заповедник», с его назначением. Какие заповедники находятся на территории Приморского края.
-Формировать представление детей о животном мире Приморского края, о животных, занесённых в Красную книгу.
-«Эколята-юные защитники природы»
-Рассматривание
-Участие в выставке рисунков
-Приобщать детей к словесному искусству, развивать выразительную речь.
-Участие в празднике «День тигра»
Заключительный этап:
-Подвести итог проекта «Сохраним Уссурийского тигра и Дальневосточного леопарда», показать результат совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
-Организация выставки рисунков, фотографий и экологических плакатов.
Хочется верить, что уважительное и бережное отношение к природе, животному миру, к планете в целом останется в сердцах наших дошколят на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Фотогалерея проекта
"Эколята"-юные защитники природы
"День тигра"
Конкурс " Заповедный мир"
Экскурсия в сафари парк
Работы к заключительному этапу проекта
Аппликация " Спасите леопарда!"
Портрет "Маленький леопард"