Ландыш Абдуллина
Панорама педагогических достижений «Использование проектного метода в системе воспитания у дошкольников патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы растём.
И берёзки у дороги
По которой мы идём»
В. Степанов
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, городе, особенностях народных традиций. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Чувство патриотизма возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Публикация «Панорама педагогических достижений „Использование проектного метода в системе воспитания у дошкольников патриотизма“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
Процесс обновления дошкольного образования напрямую связан с развитием инноваций, проектирования, внедрения эффективных технологий. Складывающиеся в дошкольном возрасте приоритеты развития, их содержательное наполнение определяют стартовое развитие ребенка и качество образования в целом, поэтому инновационная проектная деятельность дошкольных образовательных учреждений является действенным фактором модернизации всей системы образования. Проектный метод является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.
Ведущей педагогической идеей является создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех участников образовательного процесса в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с его народом, бытом и традициями, у детей формируется такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. Новизна заключается в использовании инновационных педагогических технологий по формированию у дошкольников патриотических чувств, комплексного взаимодействия с семьей через использование совместных социально-значимых проектов, которые привнесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнеров, а также в содержание образовательного процесса. Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но также охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи; позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостного видения картины окружающего мира; позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Использование проектного метода обучения в практике работы педагога, один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства. В процессе работы над проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добиваться их самостоятельно, привлекая все доступные средства, помощь родителей.
В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения. В основе лежит его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть реальным. Из множества видов проектов используются четыре : исследовательско- творческие, ролево-игровые, информационно- практико- ориентированные и творческие.
Эпиграфом к использованию проектного метода может служить изречение «Скажи мне- и я забуду. Покажи мне- и я запомню. Вовлеки меня -и я научусь!»(Конфуций). С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают родители и педагоги. В процессе педагогического проектирования воспитатель намечает программу и подбирает средства дальнейших совместных целевых действий для детей.
Работа по патриотическому воспитанию планировалась в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и программой по патриотическому воспитанию в детском саду М. Ю. Новицкой «Наследие» и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханева.
Мной был разработан проект, посвященный патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя!» с целью осуществления комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, воспитания любви и уважения к своим родным, членам своей семьи, воспитания чувства долга перед семьей, создания эмоционально-положительного отношения к детскому саду и к людям, которые здесь работают, формирование нравственных отношений и чувство сопричастности к детскому саду, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Прежде всего мы начали с анализа предметно- развивающей среды нашей группы. Оформили ее в соответствии с программными требованиями, целями патриотического воспитания. В уголке патриотического воспитания имеются куклы в национальных костюмах, муляжи национальных блюд, макеты ; имеется демонстрационный материал о нашем родном городе, тематические альбомы, дидактические игры, направленные на ознакомление татарских и русских народных традиций; атрибуты к сюжетно ролевым играм. Также имеется небольшой уголок мира с куклами в костюмах разных народов мира, сказками народов мира, картин с изображением разных рас.
При осуществлении проекта использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда. Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей (сбор информации, игры, выполнение рисунков, аппликаций, макетов). Беседы и занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей Родины, жизнью своего народа.
Работа по проекту начиналась с подтемы «Мой любимый детский сад». Тема призвана воспитать у ребёнка любовь к детскому саду. Тема важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. Во время занятий – экскурсий дети с удовольствием посещают кабинеты и службы детского сада, свободно ориентируются в здании. Экскурсии по ДОУ являются очень эффективной формой знакомства дошкольников с сотрудниками детского сада, условиями и особенностями их труда, с профессиями работников детского сада. На основе полученных впечатлений дети впоследствии составляют рассказы, отражают свои впечатления в других видах деятельности: изобразительной, игровой. Совместно с родителями мы сделали «Дерево желаний», на котором отражаются интересные события в жизни нашего сада. Темы меняются, фотографии обновляются. Также в группе сделана оригинальная фоторамка «Моя любимая 10 группа», где размещаются фотографии с мероприятий, утренников нашей группы. Родители совместно с детьми принимали участие в конкурсах, выставках. В рамках проекта оформлен участок группы, сама группа. Созданы все условия для того, чтобы детский сад действительно стал родным домом для детей.
Важным условием нравственно- патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям-семье. Поэтому следующий подтема проекта «Моя семья». Детям дается представление о семье, ее истории, профессиях родителей. В течении года пополнялись атрибуты к сюжетно- ролевым играм по профессиям, которыми знакомили детей. В итоге этого проекта был конкурс рисунков и семейных фото. Эти фотографии и рисунки размещены в семейный альбом нашей группы. Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта, принимали участие в подборке фотографий из семейного архива. Также совместно сделан кукольный домик- семейный дом в миниатюре. Где дети играют в сюжетно- ролевые игры «Семья», «Дочки-матери». Был проведен конкурс поделок к дню матери. Конкурс макетов.
Невозможно привить любовь к родной земле не познакомив с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром, с красотой родной природы. Чем больше ребенок узнает природу родного края, тем больше начинает любить его. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаком плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом; но это облагораживание требует больших воспитательских усилий».
Итогом тематических проектов по ознакомлению с природой родного края стало совместное изготовление с детьми и родителями лэпбуков «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».Лэпбук это вариативная, информативная, доступная тематическая папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать и таким образом в игровой форме запоминает и закрепляет пройденный материал. Материал лэпбуков дополняется в соответствии с возрастом. Также были проведены конкурсы «Вторая жизнь вещей», «Поделки из природного материала». Совместно с детьми сняли мультфильм ;был проведен конкурс «Альтернативная елочка». Целью которой является работа по сохранению новогодних деревьев.
Следующая подтема проекта «Мой дом, мой город». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, профессиями, заводами, фабриками, учреждениями, традициями, почитаемыми людьми города ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Затем продолжили знакомить детей с родной страной (городами, государственными символами, флагом России, столицами России и Татарстана). Цель : развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России, закрепить знание понятия «флаг»-символ нашей страны; способствовать развитию чувства гордости и любви к своей Родине, народу. Познакомили детей со столицей нашей Родины – городом Москва, с достопримечательностями столицы.
Все изученные материалы мы вместе с детьми собрали и объединили в лэпбуке «Родина моя- Россия», также сделали папку передвижку «Мой город».
Так как темой моего самообразования является тема «Воспитание детей в духе русской народной культуры», то все темы проекта пронизаны идеей народности.
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народной. Так К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. Именно он ввел термин «народная педагогика». Считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, воспитание поколения с твердыми нравственными устоями задача, особенно актуальная сегодня, когда становится очевидным, что проблемы роста преступности, бездуховности не решить не экономическими, ни политическими методами. Эти проблема не может быть успешно решена без глубокого познания и усвоения духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, родного языка. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пеструшки, потешки, игры, забавы, загадки, пословицы, произведения народного декоративного искусства.
Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. Суть воспитания в духе национальных традиций состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к родному городу, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте- это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ воспитания.
Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины были выработаны, отшлифованы, проверены в практике веками.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Основным видом деятельности детей является игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной семье. Можно совместно с детьми изготовить куклы. Любимые сюжетно- ролевые игры детей: «Дочки- матери», «Хозяюшка», «Семья», в них легко можно закрепить знания детей ведущей темы, познакомить с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской, татарской, чувашской и т. д семье. Обыграть небылицы, потешки, разыграть сценки с куклами хорошо в играх драматизациях. Совершенно необходимы для детей подвижные игры, чтобы дети хорошо и много знали народных игр, надо проводить их как можно чаще.
Завтрак, обед и ужин прекрасное время, чтобы привить детям навыки традиционной культуры поведения. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном колыбельные, стихи, сказки, притчи.
Составление проекта определяется ритмом народного календаря. У каждого народа в ходе истории ритм событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, всегда зависел от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой. Обряды и обычаи традиционного календаря любого народа- замечательная школа практического природоведения и природопользования, включающая и богатство традиционной кухни.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках, развлечениях, занятиях. Содержание жизнедеятельности дошкольников выстраивают на основе традиционного календаря. Важным ориентиром является и мусульманский и православный календарь как форма народной памяти об истории страны и народа. В основных датах народный календарь повторяется из года в год, усложняются только сведения. В праздниках всегда звучат произведения словесно- поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Традиционными стали праздники: Рождества, Масленицы, Навруза, Евдокии Плющихи, Пасхи, Карга боткасы (птичья каша, Ураза байрам, осенин, капустниц, Сомбеле, Курбан байрам, Сабантуя.
Мною были проведены мастер классы, участвовала в неделе специалист по темам «Путешествие по Волге» и «Тряпичная кукла».
Все эти мероприятия проводятся совместно с родителями, а также со специалистами.
Народные традиции, культура неисчерпимо глубока, это должно побуждать к поиску новых форм и методов работы. Мы включили в работу Лего технологии. Занятия по ЛЕГО конструированию помогают дошкольникам на практике войти в социальный мир. С помощью ЛЕГО конструировали печку, лавки, народные инструменты, поделки к пасхе, масленице и т. д.
В детском саду добиваемся, чтобы родители прониклись идеей необходимости воспитания детей в духе народных традиций, сами полюбили культуру народов Татарстана, проявляли заинтересованность в ее познании. Вместе с родителями приобщаем к этому детей. Чтобы дети научились видеть мир глазами народной мудрости.
Заключительный блог проекта «День победы». День Победы – это праздник, который касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного. К сожалению, с каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше, но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. Заключительным этапом было выставка работ и развлечение посвященное Дню Победы.
Результат применения проектного метода в работе педагога показывает, что проектная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности дает возможность развить у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей — она становиться более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышления у детей. В игре и труде между детьми улучшаются дружеские взаимоотношения.
В процессе взаимодействия с семьей повышается уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития.
Использованная литература.
1. Котов Ю. Н. Народный календарь-г. Набережные Челны6, МП «Издатель»,1991.-60с.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д., Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / О. Л. Князева, М. Д. Маханева,
3. Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «Наследие»,
4. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду/ М. Ю. Картушина - М. : ТЦ Сфера, 2007. – 320 с.
5. Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет/ авт. -сост. В. Н. Косарева - Волгоград: издательство «Учитель», 2014. – 166с.
6. https://www.lego.com/ru-ru/
7. https://www.int-edu.ru/
8. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
9. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO) :
10. Методическое пособие /Л. Г. Комарова – М. : Линка-Пресс, 2001.
Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности
11. Проектный метод как средство повышения качества образования. Бровлева А. В. // Управление ДОУ. -2006г. ,№7