Липина Оксана
«Воспитание у детей интереса и любви к природе». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Воспитание у детей
интереса и любви к природе».
ЦЕЛЬ: Формирование экологического сознания у родителей, вовлечение их в совместную работу с педагогами ДОУ. Пробудить интерес у родителей к миру природы.
Публикация «„Воспитание у детей интереса и любви к природе“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ПЛАН
1. Путешествие в мир природы.
2. Роль книги в эстетическом воспитании детей.
3. Дошкольный возраст - «возраст сказок».
4. Рисование - как один из действующих методов воспитания любви и
бережного отношения к природе.
5. Игра - путь детей к познанию мира.
6. Природа - главный наставник ребенка в воспитании.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: Повысился уровень экологической культуры
среди родителей; появилась заинтересованность воспитывать у своих детей любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней, используя художественную литературу, произведения искусства.
Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он впервые скажет «мама», начнет ходить, откроет первую книжку. Его погремушки изображают рыбок, на его чашке и фартучке нарисованы зайчики и цыплята; он замечает, что первое живое существо, которое не похоже на папу и маму, - это кошка, собака, птица, рыбка в аквариуме! В мире природы, наиболее ему близком и понятном, ребенок начинает путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Потом малыш попадает в удивительную страну сказки, где звери оживают, говорят на непонятном ему языке. В этой стране он будет приобретать первые понятия о добре, зле, справедливости.
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и, несомненно, самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Еще великий Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение». Начало этому должно быть положено в семье.
Интерес к книге у детей возникает еще задолго до посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании малышей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Предметом чтения могут стать прежде всего произведения таких писателей, как В. Бианки и М. Пришвин, Э. Сетон-Томпсон, Д. Кервурд, Д., К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто и др. Если дети хотя бы один раз увидели книгу с картинками, услышали чтение доступных их возрасту рассказов или сказок, они уже полюбили книгу. В книге для них заключено много прекрасного, героического, таинственного, поэтому им страстно хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших. Родителям надо только не заглушать этот пробудившийся интерес, а идти навстречу детским желаниям, читать им, приобретать для них и брать в библиотеке книги.
Выбирая книгу, обратите особое внимание на то, чтобы в ней было как можно больше картинок, раскрывающих шаг за шагом весь ход событий. Рисунки в книжке подчас более важны для ребенка, чем сам текст, особенно для ребенка двух-четырех лет. Для детей постарше полезны и книги, где рисунков меньше, но важно, чтобы художник сумел помочь ребенку разобраться в основной идее книги. Особенно любят малыши сказки.
Сказка заняла настолько прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Сказочные образы близки по своему характеру образам воображения ребенка. Детям младшего дошкольного возраста (двух-четырех лет) интереснее сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста (пять-семь лет) доступны и многие волшебные сказки. Ребенок очень живо и эмоционально воспринимает описанные события, мысленно участвует в них. Он активно сопереживает героям, радуется и горюет вместе с ними. Когда в детском саду малышам читают сказку «Волк и семеро козлят», пятилетние дети в негодовании бьют кулачками по картинке, на которой изображен злой волк и, наоборот, нежно целуют, гладят нарисованных козлят. Двухлетний мальчик, рассматривая картинку, где нарисован волк, бегущий за зайцем, из сочувствия к зайцу перегибает картинку пополам и тем самым пытается его спасти.
Сказки можно использовать и в более узких, но очень важных воспитательных целях - в привитии детям санитарно-гигиенических и культурных навыков. Сказки К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе», наряду с замечательными стихами В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и А. Барто «Девочка чумазая», могут служить в семье прекрасным и действенным средством воспитания привычки к чистоте и любви к порядку.
Другая существенная особенность эстетического восприятия дошкольника состоит в том, что нравственная оценка, которую ребенок дает произведению искусства, влияет и на эстетическую оценку ребенком этого произведения. Для малыша, например, «хорошая» сказка - это та, в которой «хороший» конец и где справедливость торжествует. Отмечается своеобразный подход ребенка к некоторым видам художественных произведений, как к образам реальности, когда он начинает оценивать художественные произведения, в том числе и сказку, с точки зрения их соответствия окружающей жизни. В этом присутствует так называемый «реализм детского воображения». Так, шестилетняя девчушка, рассматривая иллюстрации к сказке К. Чуковского «Федорино горе», где тарелки, убегающие от Федоры, изображены с крылышками, замечает, «что было бы лучше, чтобы они катились, а не летели».
Дети придирчиво следят за тем, чтобы изображенное не противоречило тому, что они видели в жизни. Так, пятилетний Игорь недоволен неправдоподобным изображением волка со светлым хвостом и белесыми глазами: «У волков не бывают белые глаза», - говорит он с уверенностью.
Дети младшего дошкольного возраста (два-три года) не всегда могут отличить возможное от невозможного, ведь их опыт еще очень мал. Порой они готовы согласиться с любым вымыслом. В этом возрасте восприятие рисунков, которые не соответствуют действительности, может привести к возникновению у детей неправильных представлений. Поэтому взрослые должны помочь малышам разобраться, «как же бывает на самом деле и как не бывает». Воспитывая вашего сына или дочь, вы должны учитывать эти особенности детского восприятия.
В дошкольном возрасте ребенок уже может «оценить» и поэтические произведения. Первый интерес к стихам, яркой рифме и четкому ритму начинает проявляться очень рано - в полтора-два года. Та любовь к стихам устойчива на протяжении всего дошкольного возраста, но особенно велика в младшем и среднем дошкольном возрасте. Недаром К. Чуковский возраст от двух до пяти лет называл «стиховым периодом».
В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, позже, в возрасте от двух до пяти лет, стихи-небывальщины, или, как их называл К. Чуковский, «лепые нелепицы». К шести-семи годам ребенку становятся доступны детские сатирические стихи на моральные темы, например, стихи А. Барто.
При выборе книг необходимо учитывать, что дети особенно любят стихи, в которых дети - действующие лица. Хорошо, когда для чтения отведено постоянное время. Лучше не больше часа в день.
Для того, чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы решается через изображение растений, животных.
Рисование - один из действенных методов воспитания любви и бережного отношения к природе. Уже первые наблюдения детей дают им представления о временах года, сезонных явлениях природы. Дети воспринимают и поэтические, и художественные картины времен года. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Когда ребенку пойдет второй год, гуляя с ним, дайте ему палочку и покажите, как можно чертить ею линию на песке или снегу. С карандашом его рука еще не справится, но дома он будет с интересом наблюдать, как что-то несложное рисует взрослый. Сам же взяться за кисть (кисточкой и
красками ребенку рисовать легче, чем карандашом) ребенок сможет на третьем году. К этому времени дайте ему пластилин, а еще лучше - мягкую глину.
Детям можно предложить раскрасить изображенные листья деревьев, отгадать загадки и нарисовать то, что они обозначают, нарисовать те или иные растения, тех или иных животных. Вы прочли своему трехлетнему сыну сказку «Петушок и чудо-ме ленка». Малыш изъявил желание нарисовать, «как петушка бросили слуги в колодец», Малыш нарисовал петушка - голову с клювом и палками-ногами, которые непосредственно идут от головы, колодец, где уровень воды изображен не горизонтальной линией, а полукругом, объяснив при этом, что в уголках воды нет, потому что петушок ее уже выпил. Вы начинаете расспрашивать сынишку - где у его петушка туловище и хвост и может ли вода в колодце располагаться горкой. Малыш задумывается, вопросительно смотрит на вас. Вы берете стакан с водой и демонстрируете ему «опыт» - отпиваете воду и обращаете внимание ребенка на то, что сейчас же это место заполняется водой. После этого мальчик вместе с вами внимательно рассматривает изображения красивых петушков в детской энциклопедии и выбирает того, который ему больше всего понравился. И естественно, что, когда он начинает рисовать петушка во второй раз, его рисунок становится богаче, содержательнее.
По-разному можно рассказывать детям о животных. Весело и озорно, как А. Милн в знаменитом «Винни-Пухе», или изобретательно и предельно достоверно, как В. Бианки, или иронично и поучительно, как Р. Баумволь, повествующая о «клетчатом» гусе и о козе с грустными глазами. Однако, ясно одно - об этом нужно рассказывать талантливо. К сожалению, не всегда «на высоте» авторы телевизионных передач для детей, в частности «Спокойной ночи, малыши!».
Существуют сотни превосходных мультипликационных и кукольных фильмов, диафильмов, записей радиопередач. Можно использовать пластинки с записями детских радиопередач: здесь и история забавного страусенка Рокки, и «трилогия о слоненке», который пошел учиться, и всемирно известный доктор Айболит, и трудолюбивая прачка-ежиха Ухти-Тухти и др. Содержание образов детского воображения обогащается в играх и развлечениях. Они становятся устойчивее, количество творческих элементов в них увеличивается. Замечено, что дети в самостоятельных, внешне не управляемых, играх чаще всего воспроизводят известные им действия, так или иначе освоенные с помощью или по инициативе взрослых или сверстников.
Источником обучающей информации могут быть и картинки в книжках, и действия героев детских фильмов и телевизионных передач. Однако не каждый ребенок умеет самостоятельно найти себе интересное полезное занятие. В таком случае взрослому надо осторожно и ненавязчиво помочь малышу. Чтобы способствовать развитию у ребенка фантазии, нужно создать все необходимые условия для самой разнообразной творческой деятельности малыша. Ребенку нужны игрушки или то, чем их можно заменить, например, шишки, палочки, кубики и т. п. Чем богаче опыт ребенка, тем богаче содержание его собственной творческой деятельности, его рисунков, сочиненных им сказок, стихов.
Для того, чтобы игры и рисунки детей были разнообразными и содержательными, надо позаботиться, чтобы такими же были их впечатления и знания об окружающем мире. А эти знания и впечатления ребенок черпает из совместных с вами прогулок, экскурсий. Многое может дать ребенку, например, посещение театра, цирка, выставки детской игрушки, зоопарка, елки. Но и здесь, как и во всем, надо соблюдать чувство меры, постепенно дополняя старые впечатления новыми. Если вы перегрузите ребенка впечатлениями, у него возникнет пресыщение, а проще говоря, ему станет скучно.
Ребенка пяти-шести лет можно повести в театр на детский балет или детскую оперу, предварительно рассказав ему содержание предстоящего спектакля. Если вы уже водили своего малыша в детский театр, то, вероятно, убедились, как активно переживают дети все, что происходит на сцене. Маленькие зрители криками предупреждают героя о грозящей опасности, советуют, как поступить в том или ином случае. Иногда дети переходят от слов к делу.
И все-таки не книги, не радио, не телевидение, а сама природа во всей простоте и сложности является главным наставником ребенка в его воспитании.
Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых. Вероятно, есть немало семей, где тяга детей, естественная в их возрасте, к миру природы пробудила интерес к ней и у родителей и стала неотъемлемой частью нравственного воспитания в семье. Родителям и воспитателям можно рекомендовать богато и красочно иллюстрированный шеститомник «Жизнь животных» Брема, а также «Язык животных» Д. Хаксли и Л. Коха и другие книги, которые во множестве появились на книжных прилавках.