Папки-передвижки

Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната

Наталья Георгиева
Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование самостоятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из актуальных задач, стоящей перед педагогами нашего учреждения. Как воспитатель группы девушек трудоспособного возраста с ОВЗ с основным диагнозом F – 70 (лёгкая умственная отсталость, в своей работе я уделяю серьёзное внимание воспитанию самостоятельности, как важного волевого качества, необходимого для их благополучной адаптации и социализации в общество. По этой причине, основной задачей своей деятельности по подготовке реабилитантов к самостоятельной жизни считаю создание оптимальных именно для них условий воспитания и обучения. Педагогика определяет самостоятельность как умение действовать без посторонней помощи, т. е. способность проявлять инициативу, достигать цель деятельности, умение управлять собой и своими поступками, сохранять свою индивидуальность, противостоять давлению извне. Самостоятельность формируется в процессе воспитания и обучения через включение реабилитанта в различные виды деятельности, а не даётся с рождения.

Публикация «Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната» размещена в разделах

Современное общество со всем его многообразием и сложностями требуют от реабилитантов самостоятельно ставить и решать проблемы. Но наблюдения и опыт работы позволяют сделать вывод о больших трудностях, возникающих у данной категории лиц, в адаптации к независимой практической жизни. Практика показывает, что многие выпускники нашего интерната оказываются беспомощными в самостоятельном жизнеустройстве. Им сложно научиться пользоваться общественным транспортом, использовать указатели, информационные таблички. Возникают трудности при посещении магазинов и других общественных мест, учреждений социального обслуживания. Воспитанники не умеют планировать бюджет, рационально вести хозяйство. Запас знаний, умений и навыков ограничен бытовыми, повседневными вопросами, социальные связи ограничены.

Добиться максимальной самостоятельности и проявления активности воспитанников цель моей работы. Необходимо дать возможность реабилитантам поверить в свои возможности и постоянно расширять их реальную, практическую самостоятельность и ответственность. Подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми, что они действительно могут "строить" свою жизнь.

Самостоятельный воспитанник, выписывающийся на постоянное место жительства в город, представляется мне как личность, которая

- способна жить в социуме, следует принятым формам социального поведения, соблюдает их;

- имеет сформированные навыки коммуникации;

- готова к общению и совместной деятельности с людьми, проживающими в городе;

- знает и реализует свои конституционные и гражданские права и обязанности, не совершает правонарушений;

- заботиться о своём здоровье, понимает важность здорового образа жизни;

- способна организовать свой быт и нести ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих людей;

- понимает ценности культуры, может организовать своё свободное время.

Самостоятельность у лиц с ОВЗ формируется в три этапа:

1. Реабилитант действует в привычных для него условиях без помощи и напоминания (сам убирает постель, наводит порядок в личных вещах; сам соблюдает санитарно – гигиенические нормы; сам произносит «пожалуйста» и «спасибо» и др.).

2. Реабилитант самостоятельно использует имеющие у него знания, умения и навыки в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, умея сдавать обувь в мастерскую по ремонту, он помогает другому реабилитанту сдать обувь.

3. Реабилитант переносит имеющиеся у него знания, умения и навыки в любые условия и способен определить критерии своего поведения в конкретной сложившейся ситуации.

На любом этапе необходимо разумно поощрять самостоятельность. Ограничение самостоятельности подавляет личность, вызывает негативную реакцию. По мере освоения разных видов деятельности постепенно появляются определенные качества и способности у воспитанника. Необходимо определенным образом организовать, выстроить повседневную жизнь и, главное, их деятельность, чтобы развить те или иные желаемые качества. Необходимо создать условия, которые требуют от реабилитанта постоянного проявления самостоятельности. Если постоянно «тренировать» самостоятельность в разных ситуациях с разными условиями, то в конечном итоге самостоятельность "закрепляется" как положительный личный опыт воспитанника и становится качеством его личности. Для развития самостоятельности не важно, что именно делает реабилитант, главное, чтобы он делал это сам. Нужно давать воспитаннику как можно больше самостоятельности на всех этапах – от принятия решения что-то сделать до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Главное - положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат.

Основываясь на данных мониторинга, учитывая возможности реабилитантов, считаю целесообразным давать знания в небольшом объёме, многократно повторяя и постоянно закрепляя их. Из года в год материал коррекционно – развивающей программы дублируется, но при этом он наполняется новым и усложняется.

Ведущим направлением в подготовке реабилитантов к самостоятельной жизни является хозяйственно – бытовой труд. Навыки самообслуживания, хозяйственно – бытовые навыки в силу своей каждодневности и системности формирует необходимые самостоятельной личности качества, накапливается трудовой опыт. Я приучаю воспитанниц к аккуратности, все личные вещи должны лежать если не в идеальном, то в разумно организованном порядке. Учу делить вещи на подгруппы: нижнее бельё, кофты, брюки и соответственно складывать и раскладывать их. Реабилитанты, соблюдая все правила техники безопасности, учатся правильной последовательности стирки, делят вещи по цветам, используют разнообразные средства для стирки. Большое внимание уделяю внешнему виду воспитанниц, вместе с воспитателем девушки гладят свою одежду, подбирают одежду по сезону, по случаю, при необходимости осуществляют необходимый мелкий ремонт одежды. Согласно графику дежурств, наводят порядок в жилом помещении, делают влажную уборку, вытирают пыль, наводят порядок в местах общего пользования. Традиционно, к новогодним праздникам, к празднику Пасхе вся группа проводит генеральную уборку комнаты, где отрабатываются навыки сезонной уборки, разбираются и убираются на хранение сезонные вещи, убираются труднодоступные места. Таким образом, воспитывается опрятность, чистоплотность, аккуратность и главное привычка самостоятельно себя обслуживать.

Вместе мы отмечаем праздники, дни рождения, где девушки учатся сервировать стол, готовить, мыть и убирать посуду. На таких мероприятиях в игровой форме учу воспитанниц поддерживать беседу за столом, вести себя в гостях, встречать гостей, развиваю коммуникативные навыки.

Большое место в формировании самостоятельности лиц с ОВЗ отвожу экскурсиям. Выделяю вводные, текущие и итоговые экскурсии. Вводные экскурсии позволяют сформировать представления о назначении того или иного социально – бытового учреждения, об услугах, предоставляемых данным учреждением, о работниках и посетителях. Во время текущих экскурсий изученный материал закрепляется и конкретизируется. На итоговых экскурсиях реабилитанты практически закрепляют полученные знания, умения и навыки (например, выбирают и приобретают товар в магазине, отправляют письмо по почте, пользуются банкоматом). Экскурсии дают возможность в реальных условиях сформировать навыки самостоятельного жизнеобеспечения.

При изучении многих тем на коррекционноразвивающих занятиях применяю метод моделирование ситуаций: «Знакомство», «Покупка», «Поведение в общественных местах» и др. Сюжеты ситуаций беру из жизни, но в соответствии с возможностями, накопленным опытом, уровнем знаний, умений, навыков. Побуждаю воспитанниц самостоятельно выбирать ситуацию, развёртывать её сюжет, принимать решения, оценивать свои действия и поступки.

Практика работы показала, что часто воспитанникам необходимо показать последовательность (алгоритм) действий. Выполнить по алгоритму действие вместе с воспитателем, отработать каждое действие, тем самым научив самостоятельно проделывать то или иное действие. По моему мнению, работа по алгоритму является достаточно эффективной в формировании самостоятельности деятельности лиц с ОВЗ. Примеры алгоритмов приведены в приложении к сообщению.

В результате проведенной мной работы заметила, что воспитанницы стали самостоятельнее и активнее, доводят работу до конца. Повысился уровень самоконтроля, реабилитанты более объективно оценивают свои возможности. Также хорошим результатом своей работы считаю успешное проживание выпускников моей группы в городе.

Закончить своё выступление я хочу слова Авраама Линкольна: «Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами».

Список использованной литературы и интернет – ресурсов

1. Букина Н. Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными («Родительское образование «Вместе с семьей») //Дошкольное воспитание, 2007.– №12.– С. 101-107

2. «Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ в школе-интернате». Доклад. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа -https://infourok.ru/doklad-vospitanie-samostoyatelnostu-u-detey-s-ovz-v-shkoleinternate-556360.html – свободный.

3. «Как развивать самостоятельность ребёнка». Консультация для родителей. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа - https://mdou120.edu.yar.ru/soveti_spetsialistov

/konsultatsii_2012_minus_2013_uch_dot_god/konsultatsiya_dlya_roditeley_oktyabr.html - свободный.

4. «Как развивать самостоятельность ребёнка». Статья. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа - https://detsad16.42ru.ru/clubs/6_kak-razvivat-samostojatelnost-rebenka.html - свободный.

5. «Концепция Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Проект. [Электронный ресурс, текст]/режим доступа -

https://xn---8kcmadfbxacgagmbj3bgaqdcguqaw3aba5a1i.xn--p1ai/fgos-2/ - свободный.

Публикации по теме:

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возрастаПрименение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста Как мы знаем, что образовательная среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных.

Диагностика игровых и средовых потребностей в организации личностно ориентированного развивающего пространства Диагностика игровых и средовых потребностей в организации личностно ориентированного развивающего пространства. Жура Л. И., воспитатель высшей.

Доклад «Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната» "Особенности организации Дня рождения с воспитанниками в условиях детского дома-интерната. " Исследования психологов и педагогов в области.

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства Формирование психолого - педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства Никулина Ирина.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ «Цирк» Конспект коррекционно – развивающего занятия для детей с ОВЗ «Цирк» Возраст: старший дошкольный возраст Форма проведения: индивидуальная.

Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Консультация на тему: Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Воспитатель: Кукушкина.

Организация здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУОрганизация здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУ Современное общество построено на компьютерных технологиях, поэтому дети много проводят времени за компьютерами, смартфонами, планшетами,.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада Сл1 Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного.

Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты «Морское путешествие» Оборудование: оборудование входящее в комплектацию сенсорных комнат (мягкие модули, ультрафиолетовое оборудование, воздушно – пузырьковая.

Создание предметно-развивающего пространства во второй группе раннего возраста. Мини-музей «Курочка-Ряба»Создание предметно-развивающего пространства во второй группе раннего возраста. Мини-музей «Курочка-Ряба» Паспорт мини-музея «Курочка Ряба» во второй группе раннего возраста Цели и задачи: Знакомить детей раннего возраста с домашними птицами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната
Опубликовано: 16 марта 2017 в 17:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Георгиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД