Людмила Жура
Диагностика игровых и средовых потребностей в организации личностно ориентированного развивающего пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика игровых и средовых потребностей в организации личностно ориентированного развивающего пространства.
Жура Л. И., воспитатель высшей квалификационной категории
Слайд №1
Публикация «Диагностика игровых и средовых потребностей в организации личностно ориентированного развивающего пространства» размещена в разделах
Создавая в дошкольном учреждении пространство, обеспечивающее процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии со стандартом дошкольного образования, важно провести целенаправленную диагностику игровых и средовых потребностей, как детей, так и педагога. Полученная информация поможет создать благоприятную личностно-ориентированную среду, максимально комфортную для жизнедеятельности обеих сторон.
Слайд №2
Раскроем эти понятия. Игровые потребности - это желаемые и предпочитаемые игрушки и игры, необходимые для реализации игровых замыслов.
Средовые потребности - это желаемая обстановка, создающая максимальный комфорт для личности.
Слайд №3
Задачи диагностики игровых потребностей - выявить предпочитаемые детьми игры, игрушки и виды деятельности у детей.
Слайд№4
Второй важной составляющей частью диагностики является выявление средовых приоритетов как у детей так и у взрослых.
Слайд №5
Определим ряд факторов, которые следует учитывать при проведении диагностики :1)диагностика должна проводиться не от случая к случаю, а в определенном порядке в соответствии с планом.
2) при проведении диагностики важно ставить четкие задачи, например: 1) выявить предпочитаемые игрушки, или выявить предпочитаемые формы игровой деятельности и т. д.
3)для проведения диагностики необходимо использовать набор взаимодополняющих методов;
4) перед проведением выбрать способ фиксирования полученных результатов и запланировать использование полученных данных в дальнейшей работе.
Слайд№6
С учетом указанных факторов алгоритм организации и проведения диагностики должен быть следующими:
На первом этапе важно определить - сроки и периодичность диагностики, её место в распорядке дня,
Проведение второго этапа позволит ответить на вопрос : «Как эта информация поможет мне в построении игровой среды?»
Выбор наиболее удобного способа фиксации результатов диагностики позволит полноценно использовать полученные данные в последующей деятельности.
Слайд №7
Для оптимизации данного процесса удобно воспользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями. Это поможет быстро получить и обработать информацию, систематизировать и анализировать полученные данные.
Слайд №8
Важно подобрать комплекс методов, оптимальных для решения поставленных задач. Они должны быть доступными и понятными в конкретной ситуации.
Слайд №9
Рассмотрим упомянутые методы проведения диагностики
Метод рассказа по картинке (не читать)
Этот метод может помочь выявить у воспитанников предпочтения в выборе игрушек. (8 раз)
Для этого ребенку предлагается к просмотру от 5 до 10 картинок или фотографий с изображением играющих в разные игрушки детей (игрушки должны крупно выделяться на фото)
Лучше, чтобы на картинках были разные игрушки - и те, которые имеются в детском саду, и те, которых нет. Можно спросить ребенка, какая картинка ему больше всего нравится. Первые три выбора являются наиболее значимыми для дошкольника
Слайд №10 (
Второй диагностический метод.
Можно проводить совместно с детьми просмотр каталогов, интернет-сайтов с игрушками (с подгруппой или индивидуально). Необходимое Условие: Каталоги должны быть с четкими изображениями игрушек. Во время просмотра нужно спрашивать детей о том, какие они хотели бы иметь игрушки в группе. Предлагать отмечать звездочкой в каталоге или на интернет-сайте понравившиеся игрушки.
В итоге – мы не только получаем информацию об игровых предпочтениях воспитанников, но и пополняем свои знания о рынке игрушек.
Слайд №11
Третий метод-(моделирование) помогает выявить предпочитаемые игровые зоны на территории группового пространства. Для решения задачи ребенку или подгруппе детей можно предложить с помощью геометрических фигур создать на листе бумаги или на плоскости самую интересную игровую зону.
В этом случае геометрические фигуры служат эталонами предметов мебели, игрушек, оборудования, окон, ковров и других предметов.
Слайд №12
Метод мини-интервью можно применить в игровой форме для выявления предпочитаемых видов деятельности, наличия потребностей в изменении среды.
В этом случае педагог или ребенок из группы выступает в роли тележурналиста и задает детям вопросы, (варианты представленные на слайде)
Вопросы необходимо продумывать в зависимости от решаемой задачи. Такая форма проведения мини-интервью оптимизирует процесс фиксации результатов, придает ему эмоциональную окраску.
Слайд №13
Метод создания игровых ситуаций подходит для выявления :
предпочитаемых игровых зон, видов игры, видов деятельности,
для определения предпочтений в организации пространственной среды. Для решения этой задачи можно выбрать две игрушки, например, куклы или игрушечные животные, и предложить ребенку создать на ковре группу детского сада. Элементами оформляемой среды могут быть детали конструктора, кубики и предметы-заместители.
Слайд №14
Просматривая совместно с детьми фото, видео-презентации, на которых представлены разнообразные варианты оформления предметно-развивающей среды, можно выявить личные предпочтения ребёнка в организации пространства группы. (5) Для этого например можно спросить : «На фото - в какой части группы ты бы хотел оказаться?» ,попросить отметить его смайликом. (5)
Слайд №15
Выявление средовых потребностей педагога способствует созданию благоприятных условий для его профессионального роста и саморазвития, что также является одним из требований стандарта дошкольного образования.
С этой целью можно провести самоанализ деятельности, включив в него вопросы, представленные на слайде.
Слайд№16
Полученная в результате диагностики информация позволит, в соответствии со стандартом дошкольного образования, регулярно обновлять и изменять образовательную среду, обеспечивая ее вариативность и динамичность, будут учитываться персональные потребности и интересы детей. Подобную диагностику рекомендуется проводить регулярно (не реже двух раз в год, поскольку потребности, интересы детей, а так же ориентиры педагогов могут изменяться.
Спасибо за внимание!