Елена Малкина
Доклад «Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната»
▼ Скачать + Заказать документы
"Особенности организации Дня рождения с воспитанниками в условиях детского дома-интерната. "
Исследования психологов и педагогов в области изучения психического развития воспитанников детских домов показали, что многих из них отличают от их сверстников из обычных школ неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Практически у каждого ребенка есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих - неуверенность в себе, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.
Публикация «Доклад „Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Поэтому педагогически направленная социализация воспитанников в условиях детского дома осуществляется во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в досуговой деятельности.
Одним из видов досуговой деятельности является праздник. Праздник - не просто мероприятие, на которое ребенок пришел и получил положительные эмоции, но и принял участие в подготовке к нему, что позволило еще на немного воспитать в нем ответственность, возможность быть услышанным сверстниками и взрослыми. Существует версия, что праздник предназначен для того, чтобы человек мог на какое-то время стать другим, не таким, каков он есть на самом деле. Но есть и такие праздники, которые наоборот позволяют человеку, показать, кто он есть на самом деле. Зачастую такие праздники устраиваются для детей, что бы они показали, свои дары, таланты, умения, подчеркнули свою индивидуальность.
Детский праздник, являясь непременной принадлежностью воспитательного процесса, очень важен в воспитании умственно отсталого ребенка. Детский праздник - это школа хороших манер и учебный процесс в легком, игровом стиле. Праздники для детей - это и манеры (вплоть до того, что вилку держат в левой руке, а нож - в правой). Да, хорошие манеры можно прививать и в обществе взрослых, но наиболее эффективно действует обучение, проводимое в компании сверстников. И, наконец, что самое главное, детский праздник - это радость для ребенка. А если есть радость - все остальное приложится.
Самым лучшим праздником для ребенка будет организация детского дня рождения – ведь дети очень любят праздники, и ожидают их с особым нетерпением. И особенно, когда предстоящий праздник является их собственным днем рождения. Согласно давней традиции, все внимание в этот день обращено только на именинника. Этот день должен запомниться ребенку веселым настроением и позитивными воспоминаниями. Они останутся с ним на долгие годы.
Как сделать незабываемым и интересным детский праздник - день рождения в условиях детского дома? Чтобы создать праздничную атмосферу, следует использовать способности ребенка и подключить его к организации праздника. Ребенок должен быть заинтересован этой сложной, но, тем не менее, приятной процедурой.
И, наверное, лучшим способом будет его участие в оформлении приглашений на празднование собственного дня рождения. Приглашения нужно приготовить заранее, желательно за несколько дней до наступления праздничной даты. Раскрашивание или подписывание открыток (если ребенку это доступно, доставят ему огромное удовольствие и оставят неизгладимые впечатления.
Чтобы праздник не огорчил ребенка и сделал его интересным и веселым, потребуется программа организации дня рождения, которая должна учитывать многие моменты и особенности психологии умственно отсталых детей. Эта программа должна включать в себя и сценарий детского дня рождения и разнообразные конкурсы, и игры. Поэтому будет лучше, если вы придумаете основную линию сценария, вокруг которой будут происходить все события, и подчинены все этапы детского дня рождения.
Сочетание подвижных и интеллектуальных игр позволят сделать праздник веселым и незабываемым. Различные стихи, соревнования, загадки, юмористические номера, многогранные детские конкурсы — день рождения точно получится! Эти элементы развлекательной программы нужно чередовать, а также давать детям определенную свободу. Ведь если даны игрушки и игры, детвора найдет себе развлечение самостоятельно. Чтобы праздничная атмосфера была у всех, позаботьтесь о сюрпризах и подарках. Свой презент подготовьте каждому ребенку. Необязательно делать привязку к конкурсам. Если у кого-то из детей не выходит текущий конкурс, вспоминайте его успехи в предыдущем; все атрибуты для развлечений и конкурсов должны быть поблизости. Длительные паузы могут привести к утрате связи с детской аудиторией; соревновательный момент нужен не всегда. Дети могут плохо воспринимать проигрыш, а слезы и обиды не нужны на дне рождения; основная цель развлекательной программы — обеспечить досуг, сдружить деток, подарить приятные эмоции.
Чтобы день рождения ребенка прошел «на ура!», в праздничных конкурсах должны участвовать все дети, ни один ребенок не должен оставаться в стороне. Если кто из детей ведет себя более скромно, не нужно его понуждать к участию в конкурсах, а лучше занять чем – то другим.
Все, что вы готовите для детей, должно быть интересным для их возраста. Не забывайте, что игры должны быть простые и с ярким реквизитом, желательно крупных размеров, не мелких. Обязательно включите в программу всякие коллективные «кричалки», когда дети вместе хором отвечают «да» или «нет» или в рифму добавляют недостающие слова. Это всегда хорошо принимается умственно отсталыми детьми, они активно включаются в эту игру и здесь практически не бывает пассивных игроков. Такие игры хорошо проводить в начале праздника, чтобы дать возможность всем детишкам раскрепоститься и чувствовать себя непринужденно. Таким образом вы активизируете фактически всех детей на все последующие игры.
Сценарий не ограничивается перечислением конкурсов и игр. Необходимо также четкое планирование временных рамок мероприятия, прописывание последовательности событий.
Все сценарии празднования дня рождения предусматривают такой персонаж, как ведущий. Естественно, это должен быть взрослый человек (воспитатель-педагог, который в состоянии мгновенно среагировать на любые отклонения в программе детского дня рождения.
На протяжении праздника ведущий должен контролировать темпо-ритм происходящего. Если вы видите, что дети начинают шуметь в непредполагаемых моментах представления, значит, они теряют интерес к происходящему. Нужно вовремя собрать внимание детей. Каким образом? Очень просто. Задайте пару конкретных вопросов и нужно их так поставить, чтобы дети ответили все вместе коротким словом: «да» или «нет». После этого они будут тихо и внимательно следить за происходящим.
А если вы ощутили, что ритм праздника нарушился, возьмите инициативу в свои руки и как бы «ведите всех за собой».
Организовывая день рождения воспитанника, следует помнить и об обязательных атрибутах праздника – шариках и гирляндах! Для оформления места, где будет проводится День рождения, лучше использовать красочные цвета, но не слишком яркие, которые могли бы подчеркнуть праздничное настроение.
После игр и различных конкурсов можно устроить чаепитие. Какой стол накрыть? Для детей лучше накрыть обычный стол, потому что обучению культуре застолья надо начинать с азов. Стол можно накрыть цветной или пестрой скатертью, такие же подбирать и салфетки. Для каждого ребенка должно быть предусмотрено место за столом. Место именинника отметить лентой, прикрепленной к столу рядом с тарелкой, украсьте также вилку или чайную ложку. Около тарелок поставьте маленькую вазочку с цветами.
Стол можно украсить связкой конфет, комнату – цветными надувными шариками, лентами. Усвоенная с малых лет культура застолья поможет детям правильно вести себя.
Ну и какое же День рождение без подарков имениннику! Хорошим вариантом подарка будет тот, что сделан «своими руками». Можно попросить детей на одном из занятий нарисовать вместе с педагогом рисунок в подарок имениннику или сделать открытку-аппликацию. Подготовьте коллективное поздравление. Дети могут хором спеть песню, показать сценку или даже танец.
Очень важно, чтобы день рождение ребенка совпадал с его празднованием, потому что именно в этот день ребенок ждет чуда, осуществление всех своих желаний.
Общий план мероприятий в нашем детском доме составлен с учётом разнообразных интересов детей и возможностей педагогического коллектива. В нем предусмотрены праздники и мероприятия, в которых можно проявить себя в творческой и интеллектуальной деятельности. Празднование Дня рождения детей, является непременной принадлежностью воспитательного процесса, поэтому очень важен в воспитании умственно отсталого ребенка. Это и проявление внимания, демонстрация уважения к ребенку, как к личности, и доказательство любви. С этой точки зрения к организации такого мероприятия, как детский день рождения, педагогический коллектив нашего детского дома подходит очень ответственно и внимательно. Каждый педагог стремится сделать этот день для детей оригинальным, красивым, запоминающимся.