Ирина Никулина
Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование психолого - педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства
Никулина Ирина Леонидовна, старший воспитатель, НДОУ Детский сад № 126 ОАО «РЖД»
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и развитие в целом всего общества.
В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Публикация «Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
Любая информация, которую несет родитель, даже без слов, остается в чувственной сфере ребенка, закрепляя у него навык определенного стиля поведения и общения.
Воспитательный потенциал семьи - это неотъемлемая часть психолого - педагогической культуры. Это способность семьи реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально – типологическими особенностями родителей.
Семья и ДОУ – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Именно от согласованных действий взрослых, умения найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависит личностное развитие ребенка. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания и доверия друг к другу.
Поликультурное общество предполагает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для формирования у детей национальной идентичности и представлении о многообразии культур в городе, стране и мире, воспитания у них заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развития умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями других культур.
Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию? Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строится под девизом «Мы разные, но мы вместе». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Целью взаимодействия нашего ДОУ и семьи в поликультурном образовании является воспитание гражданина, человека, осваивающего культурное богатство своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающего их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Задачи:
- формировать у детей дошкольного возраста навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе, национальной идентичности;
- расширять знания о культуре народов России, Урала, зарубежных стран для развития эстетического и нравственного сопереживания;
- воспитывать положительное отношение к представителям других национальностей.
Эта цель и задачи реализации данного проекта в нашем ДОУ до 2018 года.
Реализация проекта в 2015- 2016 учебном году.
Цель: психолого - педагогическое просвещение родителей в рамках поликультурного образования для привлечения в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
- формировать у детей дошкольного возраста навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе, национальной идентичности;
- формировать личностную заинтересованность родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
- развивать стремление всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
Формы работы :
Родители Педагоги Воспитанники
1. Анкетирование
родителей по теме
«Традиции нашей
семьи…»;
2. Создание
фотоальбома «Моя
семья»;
3. Родительское
собрание «Детский
сад и семья - единство
требований»;
4. Наглядная
информация,
консультации,
рекомендации по
тематике народных традиций;
5. Круглый стол
«Наша дружная семья»;
6. Мастерская Деда Мороза (совместное с детьми изготовление елочной игрушки в народных традициях);
7. Фольклорные праздники в ДОУ:
- «Осенины»;
- Театрализованное святочное представление «Пришла Коляда, отворяй ворота!»;
- Масленица;
- «Весенняя ярмарка».
8. Конкурс рисунка «Малахитовая шкатулка».
1. Информационный стенд для организационной и методической работы по тематике поликультурного образования;
2. Проектная деятельность:
- «История города Екатеринбурга»;
- «Моя деревня»;
- «Наша Родина - Россия»;
- «Урал - кладовая земли»;
- «Коллекция народных костюмов»;
- «Русские народные игры»;
- «Игры народов мира»;
- «Малахитовая шкатулка».
3. Педагогические часы, круглые столы, тематические консультации.
4. Фольклорные праздники:
- «Осенины»;
- Театрализованное святочное представление «Пришла Коляда, отворяй ворота!»;
- Масленица;
- «Весенняя ярмарка».
1. В каждой группе ДОУ создание центров поликультурного воспитания :
- герб Российской Федерации;
- карта;
- флаг Российской Федерации;
- портрет президента;
- глобус;
- дидактические игры и пособия;
- художественная литература;
2. Фестиваль национальных культур «Солнечные лучики».
3. Сюжетно – ролевые игры.
4. Создание
фотоальбома «Моя
семья».
5. Мастерская Деда Мороза (совместное с родителями изготовление елочной игрушки в народных традициях).
6. Фольклорные праздники в ДОУ:
- «Осенины»;
- Театрализованное святочное представление «Пришла Коляда, отворяй ворота!»;
- Масленица;
- «Весенняя ярмарка».
7. Конкурс рисунка «Малахитовая шкатулка».
Цели и задачи поликультурного воспитания в нашем ДОУ реализуются также через дополнительное образование :
1. Фольклорный центр «Красная горка» (театрализованные занятия по национальной культуре с мастер- классами).
2. Свердловская государственная академическая филармония. Цикл «По ступенькам музыкальной лесенки: история балалайки и ее друзей».
Планируемый результат поликультурного образования в НДОУ № 126 на 2016- 2017 учебный год:
1. Создание условий для детей дошкольного возраста, способствующих формированию навыков социального поведения, чувства принадлежности к группе, национальной идентичности;
2. Заинтересованность родителей в организации семейных традиций, досуга.
3. Повышение профессиональной компетенции и уровня креативности педагогов в вопросах организации духовно- нравственного воспитания дошкольников.
Таким образом, решение задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в контексте поликультурного образования возможно в условиях тесного взаимодействия семьи и ДОУ, в культурно-досуговом творчестве (в форме детских фольклорных праздников и развлечений, где используются виды детской деятельности, в процессе организации которых решаются программные образовательные задачи.