Людмила Шалаева
Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста в самообслуживании
▼ Скачать + Заказать документы
Ценное качество необходимое каждому человеку в жизни – самостоятельность. Воспитывать ее нужно с раннего возраста.
По своей природе дети активны. Задача взрослых – развивать активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Всем нам знакомо стремление ребенка к самостоятельности. Я сам,-говорит ребенок каждый раз, когда взрослые начинают опекать его. Они торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него все сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно (упадет, порвет, долго копошится, взрослый все сделает быстрее и лучше. Но оказываем ли мы – взрослые помощь ребенку, приносим ли пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи приносят большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают лениться и надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают жизнь, если подсчитать сколько времени мы тратим на обслуживания ребенка. Полезнее было бы родителям потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это терпеливо, настойчиво, последовательно. И не отступать от своего решения.
Публикация «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста в самообслуживании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «мне некогда я опаздываю и тороплюсь»,а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И взрослые скоро убедятся, что ребенок стал более умелым, ловким,самостоятельным и т. п.
Дети не сразу и с большим трудом приобретают необходимые навыки, им потребуется помощь взрослых. В семье прежде всего необходимо создать все условия: приспособить к росту ребенка вешалку для ребенка,место на полке для храненияпредметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца т. д. Без создания этих условий ребенку труднее приучиться к самостоятельности (если кран или умывальник расположен высоко от пола ребенку трудно дотянуться до него, однако он стремиться сделать это самостоятельно – встает на носочки, изо всех сил тянет ручки, а вода льется на пол. В результате – бесполезно затраченные силы и недовольство взрослых). Поэтому все в квартире должно быть приспособлено для удобства детей, как в детском саду.
Но созданные условия –это еще не все необходимо правильно руководить действиями детей. Следует обучать ребенка простым действиям сопровождая их показам (надеть и снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку др.). Показ производитьв замедленном темпе. Обратить внимание детей на рациональность тех или иных способов действия (полотенцепосле вытирания расправить,а потом уже весить – так оно лучше просохнет ;чтобы пятка оказалась сразу на месте, колготки надевают с носка,предварительно собрав их гармошку, чтобы правильно надеть платье, свитер, с начало нужно определить где у них перед). На одежде детей младшего возраста должны быть отличительные признаки : застежка, карманы, вышивка и пр. Показ действий и попытка выполнять их самостоятельно надо сопровождать их не только объяснениями, но и вопросами: почему сначала верхнюю пуговицу застегнем? Что наденем сначала, а потом, почему?
Последовательность в обучении важна. Действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научится мыть руки, а потом лицо. Очень сложно научить ребенка чистить нос, не только пользоваться носовым платком, но и делать это во время умывания.
В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца. Например не только снимать одежду в определенный последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. (прим)
Взакреплений навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки и др.) «Уложи куклу спать», «кукла проснулась».
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как описывают психологи чувство стыда дети переживают менее остро, чем чувство гордости. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает возможность увидеть чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что можно похвалить р-ка? За старание, усидчивость, стремление оказать внимание, помощь родителям (Вот видишь, ты научился застегивать пуговицы и мы с тобой быстро оделись)
Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими хорошее и плохое отражается вих поведений. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Примером должны быть и старшие братья, и сестры.
Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес и постоянно поддерживать его.