Вера Анатольевна
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста (3–4 года)»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я расскажу вам о детской инициативе и самостоятельности, и о том, как поддержать её в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО (общие положения п. 3.2.1) утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в специфических для них видах деятельности. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка.
Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми любых обязанностей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта. Важнейшим условием развития детей 3-4 лет является опыт активной, разнообразной деятельности самого ребёнка. Внутренний мир ребё нка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого.
Целеустремленность у ребенка может проявляться в безудержных инициативах : стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. Воспитатель способствует развитию игры подбором игрушек.
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Если мы хотим, что бы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.
В образовательном процессе ребенок и взрослые (педагоги, родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие - либо неожиданные сюрпризы, шумовые эффекты и т. д. необходимо создавать условия, что бы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Я использую педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Во время образовательной деятельности и в режимных моментах создаю игровые и проблемные ситуации, использую потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия, используем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. Использую такие дидактические игры и упражнения как «Подбери одежду кукле», «Так бывает или нет», «Что кому необходимо», «Угадай по описанию» и т. д. «Выбери платье для мамы» и т. д. Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности : ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно. Роль воспитателя в данных упражнениях – это контроль правильности выбора. Если ребенок выбрал платье для куклы не учитывая погодные условия или, например, куда собирается кукла в данном наряде, то воспитатель может ненавязчиво подсказать, оставляя при этом право выбора за самим ребенком.
В ежедневных разработках занятий ставлю следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На занятиях рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию.
В развитии коммуникативных качеств развиваю умение детей сотрудничать,
активно слушать, самостоятельно высказываться, самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
В своей работе использую «метод проектов», который, на мой взгляд, наиболее приемлем для развития инициативы и самостоятельности у детей. Практическая значимость таких проектов представляет собой модель формирования познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи. Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей ( пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.
Разнообразная предметно – развивающая среда, может обеспечить познавательную активность каждого ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Поэтому я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Я, как воспитатель, подключаюсь к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно – развивающая среда организована в группе таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого оформлены центры. Развивающая среда в группе не может быть завершенной, она изменяется по теме недели и будит познавательную активность.
С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников (презентации, мультфильмы, игры). Известно, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Младший дошкольный возраст – очень важный этап формирования психики маленького человека. И нам, взрослым, крайне важно правильно организовать воспитание самостоятельности в этот период. Вот наиболее эффективные советы:
- не подавляйте инициативу – не мешайте ребенку осваивать неизведанные области. Ваша задача здесь только следить за безопасностью.
- поощряйте – хвалите, мотивируйте на новые свершения, повышайте самооценку ребенку.
- не торопите – и уж конечно не делайте за него то, что он может сделать сам.
- дайте право выбора – пусть ребенок сам решит, какой игрушкой ему сейчас играть.
- не ругайте за промахи – разбитая чашка или отпечаток рисунка на столе – это небольшая цена за обучение ребенка новым навыкам.
- когда все способы испробованы, а ребенок всё равно не хочет самостоятельно выполнять какие-то действия, поиграйте с ним в игру «Давай поможем Мишке поставить машины в гараж», это лучший способ мотивировать ребенка в данном случае.
В конце своего выступления я бы хотела сказать о том, что воспитание самостоятельности и инициативы ребенка 3-4 лет пройдет успешно только при должном внимании. Создайте условия, которые помогут ребенку поверить в себя, и со временем он станет по-настоящему успешной личностью. Спасибо за внимание!