Ольга Ефимова
Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время мы чаще становимся свидетелями несдержанности, конфликтов между людьми в общественных местах и поэтому неизмеримо возрастает роль этикета в нашем обществе, как части поведенческой культуры, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному происхождению, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню. Освоение речевого этикета старшими дошкольника должно происходить с раннего детства.
Публикация «Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Старшая группа
- Темочки
Этикет – составная часть общественного порядка и порядочности человека. Правила этикета, нормы вежливости отражают исторический опыт общения людей и передаются из поколения в поколение.
Под речевым этикетом понимают нормы речевого поведения, принятые в данном обществе, систему устойчивых формул общения.
В речевой этикет включаются : обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие. В речевом этикете важна интонация, мимика, жесты, ответная реакция. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить, воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.
Главная функция речевого этикета – это правильное вступление в контакт, грамотное его поддержание и умение правильно из него выйти.
В настоящее время, как детьми, так и взрослыми используется минимальное количество формул и выражений речевого этикета, ограничиваясь наиболее типичными, шаблонными фразами, типа: «спасибо», «пожалуйста», «привет», «до свидания». Дошкольники копируют поведение взрослых и поэтому в речи детей, даже с нормой речевого развития, речевые формулы весьма просты и примитивны.
При организованной, целенаправленной работе, уровень развития речевого этикета возрастает с каждой группой, поднимаясь от низкого, в младшем дошкольном возрасте, к высокому — в старшем. Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявление уважения и внимания к собеседнику. Это взаимодействие связывается с выполнением общих речевых правил : говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и, чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику, то есть относится к собеседнику так, как ты хочешь, чтобы он относился к тебе.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник усваивает :
– разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с кем общаешься и с обстоятельствами общения, учить детей в общении со взрослыми обращаться к ним на «вы», к знакомым взрослым - по имени и отчеству, не перебивать взрослого, быть сдержанным и т. д. (Например, правильно попросить о помощи: «Татьяна Васильевна, помогите, пожалуйста, …»).
– доступные способы «развертывания» вежливых формул («Разрешите обратиться, …», «Не могли бы вы подсказать, …», «Подскажите, пожалуйста, …», «Будьте добры, …», «Будьте любезны…»).
– умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и сдержанными жестами.
Со знанием этикета не рождаются. Чтобы развивать в себе хорошие манеры, их надо изучать и шлифовать каждый день.
Исследователь Курочкина И. Н. выделила следующие принципы речевого этикета :
разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Нельзя рассматривать формирование речевого этикета в отрыве от речевого развития в целом Воспитателю необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника. К ним относятся:
1. чёткая дикция и правильное произнесение слова;
2. выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;
3. большой словарный запас и употребление слов, соответственно их значениям;
4. отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.);
5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;
6. умение вести диалог, т. е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;
7. умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы.
Рассмотрим структуру формирования речевого этикета. И. Н. Курочкина, выделяет следующие этапы формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста :
1. На первом (в младшей и средней группах) формируются первичные представления о поведенческих правилах. Педагог только называет правило и следит за его соблюдением. (например, воспитатель напоминает детям : не забывать благодарить за обед и следит, чтобы это правило выполнялось всеми детьми).
2. На втором этапе (в старшей и подготовительной группах) даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. От дошкольника требуют осознанного выполнения правил этикета. (например, воспитатель напоминает старшим дошкольникам, что когда в группу придут гости, то дети должны обязательно оставить свои занятия, подойти к гостям, поприветствовать их, предложить им присесть и поддержать диалог, также слушать внимательно, не перебивать взрослого, не оставлять гостей и не прощаться первыми и т. д.).
Основные правила речевого этикета, с которыми знакомят дошкольника :
Говорить людям при встрече слова приветствия : здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие. При этих словах, произносимых четко и громко, надо улыбнуться, посмотреть в глаза человеку, которому эти слова предназначены.
Говорить слова приветствия всем, кого встретишь, когда приходишь в детский сад; всем, кто тебя встречает, когда приходишь в гости, в кино, в музей, в кафе, в небольшой магазинчик.
При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи. Говорить слова расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей и т. д.
Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:
1. Беседа: Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать. (например, беседа на тему «Как поступить, если ты кого-то обидел?»).
2. Разъяснение: необходимо разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации. (например, разъяснить ребенку, почему нужно благодарить, если тебе оказали помощь или преподнесли подарок).
3. Приучение: воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила. Например, демонстрирует доброжелательное обращение взрослого со всеми детьми во время игры, занятия, не повышает голос, пользуется «волшебными словами».
4. Воспитывающие ситуации : создаются условия, в которых ребенок стоит перед выбором речевых формул. (например, «Пригласи подругу на день рождения, чтобы она поняла, что ты будешь очень рада ее приходу». Далее даются варианты речевых форм, из которых ребенок выбирает).
5. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой могут стать привлекательным, а значит, и желательным образцом для подражания.
Весьма полезно педагогу иногда проконтролировать и свое речевое поведение :
- пытаетесь ли вы, отдавая распоряжение, объяснить ребенку причину, побудившую вас, обратится к нему… (например, «Расстегни застежки на ботинках. Ты сомнешь задники, обувь будет натирать тебе пятки и вид у твоих ботинок будет неприглядным»);
- часто ли вы употребляете фразу: «А почему бы тебе не попробовать?»;
- высказываете ли вы ребенку удовлетворение, которое получили от беседы с ним: «Тебя так интересно слушать! Расскажи что-нибудь еще о своем новом друге!».
- восхищаетесь ли вы поступком ребенка или результатом его деятельности: «Это у тебя получилось замечательно!».
Общаясь с детьми, наблюдая за их играми, необходимо фиксировать проявления положительного и отрицательного речевого поведения. Позже, рассказывая детям о том, кто, чем сегодня нас удивил и порадовал, воспитатель должен объяснить, что и как лучше говорить друг другу (взрослому) в той или иной ситуации. Следует целеустремленно вводить в словарь детей слова и обороты речи, которые помогут им овладеть навыками культурной речи: «Мне кажется, что ты ошибся…», «Ты не мог бы…», «Я советую тебе…», «Я думаю, что…».
Освоение речевого этикета необходимо осуществлять с изучением общих правил культуры поведения. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый, мальчик-девочка) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные стереотипы (например, младшие, уступая место старшим в общественном транспорте, не должны делать это молча, а должны обратиться к старшему : «Присаживайтесь, пожалуйста», не привлекая к своему поступку и словам излишнего внимания).
Для воспитания речевого этикетного поведения необходимо организовывать различные формы работы детьми, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных воспитывающих ситуациях.
Во время занятий, воспитатель организует дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм этикета. (например, дидактическая игра с куклой о том, как детский сад встречает новенькую девочку).
Игры - инсценировки, дидактические и сюжетно – ролевые игры позволяют закрепить в речи различные этикетные стереотипы. В качестве героев, поведение которых дети оценивают, или тех, которые помогают освоить речевой этикет, могут выступать знакомые детям персонажи детских книг - “Незнайка”, “Буратино”, “Карлсон”. Творческий подход к организации педагогического процесса и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. В сюжетно-ролевой игре дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, именно в такой игре могут быть обыграны различные жизненные ситуации. (например, организация педагогом сюжетно – ролевых игр, «Магазин», «Поликлиника», «Библиотека» и др. поможет постепенно сформировать основные правила поведения, в том числе, и речевого поведения в общественных учреждениях, в том числе и в детском саду во время организации режимных моментов).
Речевой этикет у старших дошкольников следует формировать в тесной взаимосвязи с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель, и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша.
Таким образом, спланированная и систематизированная работа педагога, при условии соблюдения основных методических рекомендаций, позволяет решить все поставленные задачи воспитания речевого этикета.