Елена Макаренкова
Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры человека. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её. Чтобы научить ребенка любить и беречь природу - свой дом, надо сначала хорошо узнать его.
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2023
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды в детском маду. В нашей группе мы постарались построить среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения мы стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали, прежде всего, наглядным методом. С этой целью мы создали в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. В этой лаборатории помещен разнообразный материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, лупы, весы, песочные часы, ракушки, разнообразные шишки, желуди, каштаны, крупы и т. д., размещены контейнеры: с почвой, растениями, за которыми ведутся наблюдения.
Уголок природы в группе служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В книжном уголке находятся разные энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции камней, шишек хвойных деревьев, ракушек и многое другое. В экологической зоне на протяжении всего учебного года дети проводят ежедневный уход за растениями, Благодаря этому ребята получают практические навыки по уходу за объектами живой природы.
Круглый год мы выращиваем с детьми растения: летом на клумбах – цветы, овощи и зелень на огороде, в остальное время на окне цветы и «Огород на подоконнике».
Детям очень нравится этим заниматься и они очень гордятся результатами своего труда.
С ребятами мы выясняем, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат, но при этом каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения, поэтому он в ответе за свои поступки.
В своей работе с детьми в мы часто использовали такую форму работы, как проекты на различную тематику. Вот некоторые из них:
1. Проект «Юные экологи». Цель: формирование и развитие у детей активной жизненной позиции, элементарных навыков экологически грамотного и безопасного поведения, основ эффективного использования природных ресурсов. Проект направлен на воспитание у детей бережного отношения к окружающей среде, животному и растительному миру. Дети вместе с педагогами и родителями, изучили экологические проблемы Москвы. Мы рассмотрели темы: «Как помочь природе в городе?», «Как мы бережем ресурсы?», «Что делать с отходами?», «Наш дом – природа». «Мой любимый природный парк», «Экологические истории» и др.
В рамках этого проекта мы приняли участие в конкурсе ГПБУ «Мосприрода» «Снежный холст» и сделали съедобную картину в поддержку птиц. Картину, созданную из круп, семян, сухих фруктов, слетелись попробовать многие птицы. Участие в этом фестивале подарило всем участникам приятные эмоции, новые впечатления и радостное настроение. Каждый ребенок проявил фантазию и креативность, создавая картину. Главные ценители этой картина – птицы, лакомились съедобной картиной целую неделю. Таким образом, мы не просто украсили картиной территорию нашей площадки, но и помогли птицам пережить сложный для них холодный период.
Весной мы обновили кормушки для птиц, приняли участие в уборке нашей площадки и территории детского сада, чем внесли свой вклад в заботу о родном городе и сохранении ее природы.
Мы устраивали выставки работ из природных материалов «Шишки и не только…». Все работы мы выполняли из природных материалов: шишек с разных деревьев, орехов, желудей, каштанов, семян, коры деревьев и т. д. Цель: воспитание бережного отношения к окружающей среде и уважения к природе не только, как к живому организму, но и как к партнеру по творчеству. Поделки из природного материала дали детям возможность воплотить и развить свои творческие фантазии.
Мы также поддержали проект ГПБУ «Мосприрода» «Пернатый аудиогид», посвященный птицам, окружающим нас повсюду. Дети не только посмотрели, как выглядят пернатые, но и послушали голоса более 20 видов птиц.
3. Проекты «Цветочная клумба» и «Огород». Цель: знакомство с разнообразием растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира. Задачи: углублять знания детей о растениях и их разнообразии; учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения; упражнять в классификации, учить отражать полученные впечатления в рисунках творческих работах; формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
4. В течении всего года у нас идет экологическая акция по сбору макулатуры «Сдай макулатуру- спаси дерево!». Целью которой являлось формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды. Дети с удовольствием принимали участие в этой акции.
Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения ребенка.
Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на территории детского сада, позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Маршрут этой тропы проходит по следующему маршруту:
«Уголок леса» : участок с хвойными и лиственными деревьями, мхом и грибами;
«Цветник» : где мы сами выращиваем разные цветы;
«Огород» : где мы сажаем, растим и собираем урожай различных культур;
«Сад» : поливаем, ухаживаем за яблонями, собираем урожай;
«Луг» : наблюдаем за дикорастущими растениями;
«Птичья столовая» : изготавливаем, вещаем и пополняем кормом кормушки для приц.
Каждый сезон наши дети постоянно совершают экскурсии по этой экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами и учатся ценить природу. Я считаю, что наша «экологическая тропа» помогает в воспитании у детей осознанного отношения к природе, так как дети принимают участие в создании и сохранении наших природных богатств. Незаметно и постепенно у детей накапливаются знания о природе и появляется интерес и любовь к ней.
Также очень важной частью экологического воспитания дошкольников являются прогулки. Мы тоже используем их для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь ребенка, поэтому ежедневно на прогулках я обращаю внимание детей на красоту родной природы. Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где возможно, я организую практическую деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян – увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям, трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала.
Именно на прогулках дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды и т. д. Возможность проводить систематические наблюдения и эксперименты позволяет удовлетворять любознательность детей. Летом экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями на клумбе и огороде на участке и наблюдая за живыми существами на территории детского сада. На своем участке мы вывешиваем кормушки для птиц. Каждый день дети проверяют их и досыпают зерна для птиц. Так простыми способами я учу детей любить природу. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, уничтожать растения, обижать живых существ. Всё в наших руках, учите детей любить природу!
Для систематизации полученных знаний мы используем чтение художественных произведений, беседы, рассматривание иллюстраций и просмотр видеофильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети становятся более эмоционально отзывчивыми, они учатся видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение к ним в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личности. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать свои гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности. В нашем экологическом уголке мы размещаем советы для родителей, способствующие экологическому воспитанию. Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц. Важно находить новые пути к сотрудничеству с родителями, так как у нас, педагогов, и родителей цель одна – воспитать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.
Опыт моей работы еще раз убедительно показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Считаю, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками является перспективной, наиважнейшей задачей. И в процессе решения этой задачи, я надеюсь воспитать экологически грамотных детей, способных любить, ценить и рационально использовать природные богатства.