Приложение МААМ

Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба

Капустина Ксения
Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба
▼ Скачать + Заказать документы

Наличие у ребенка расщелины неба (врожденного порока развития) коренным образом меняет становление важнейших функций детского организма, в том числе и речевой. Внедрение новых методов лечения, проведение оперативного лечения в более ранние сроки делает возможным более раннее начало речевой реабилитации. Становление навыков общения у ребенка начинается сразу после рождения, и именно на первом году жизни происходят события, влияющие на языковое развитие. Самый главный и наиболее негативный эффект врожденной расщелины неба – нарушение питания, обусловленное затруднениями при кормлении. Ребенок в силу физической аномалии участвующих в сосании органов не может полноценно сосать. Естественно, что этот дефект отрицательно сказывается и на развитии моторных функций речевого аппарата, и на формировании фонетической стороны речи. Неблагоприятным для развития речи следствием затрудненного кормления при ВРН является также нарушение взаимодействия между матерью и ребенком, нестабильность контакта во время кормления: именно продуктивный эмоциональный контакт служит важным средством социального развития, а тем самым и для овладения языком, становления речи.

Публикация «Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба» размещена в разделах

В связи с врожденной расщелиной неба возникают и слуховые проблемы. Повышение порогов слухового восприятия, связанное с заболеваниями среднего уха, представляет собой один из важнейших симптомов в структуре синдрома нарушений при врожденных расщелинах неба. Даже незначительное нарушение слуховой функции очень осложняет процесс овладения полноценной разборчивой речью. Развитие и активизация слухового восприятия, а на его базе достаточного слухового контроля за речью и полноценных слуховых дифференцировок является важнейшим условием конечной цели комплексной реабилитации детей данной группы – формирования правильной полноценной речи. Именно на основе развития слухового восприятия происходит восстановление нормального акцептора результата действия, создающего базу для активизации адаптационных и компенсаторных механизмов функциональной системы речи с максимальным использованием при этом формирования положительных или отрицательных эмоций.

Каждому ребенку необходимо объяснить, чем его речь отличается от речи окружающих. Для анализа предлагаются образцы нормального и носового резонанса при произнесении ротовых звуков. Применяются следующие упражнения:

1. Логопед произносит пары звуков, один из пары – с носовым оттенком, другой – нормально, при этом ребенку предлагается подать сигнал, если он услышал звук, который произнесен «в нос»;

2. Аналогично дифференцировать пары слогов;

3. Аналогично дифференцировать пары слов.

Далее работа продолжается на материале по различению ярко выраженных различий голосов других людей. Стремимся научить ребенка определять, с назальным оттенком или без него произнесены звуки. Варианты упражнений:

· Логопед произносит пары звуков, один с назальным оттенком, другой – чисто. Ребенку предлагается подать различные сигналы: например, если услышит правильный звук – поставить красную фишку, а если «в нос» - синюю;

· Ребенку предлагаются карточки с изображениями зайца и медведя, сообщается о том, что заяц говорит хорошо, а медведь – плохо. Услышав звук с нормальным резонансом, ребенок поднимает карточку с изображением зайца, а если звук произнесен с назальным резонансом – медведя.

Затем учим ребенка различать менее выраженные различия голосов. Логопед предлагает образцы речи, ориентируясь на три уровня: гиперназальный, назальный и нормальный резонанс, при этом ребенок:

· Кладет фишки в три коробочки, различные по величине или по цвету, слушая звуки и распределяя их в зависимости от звучания;

· Ставит точки в три кружка, различные по величине или по цвету, слушая звуки и распределяя их в зависимости от звучания;

· Оценивает прослушиваемые звуки

Далее обучаем распознавать назализованные и неназализованные звуки собственной речи. Для этого выбираем гласные звуки, которые получаются у ребенка лучше (хотя в моей практике была девочка, для которой произношение гласных звуков было тяжелым испытанием). Упражнения выполняются в следующих вариантах:

1. Ребенок произносит звук, а логопед повторяет его с гиперназализацией, затем предлагает ребенку сравнить звучание;

2. Ребенок произносит звук, затем слушает, как этот же звук произносит логопед, объясняет разницу и снова повторяет как можно чаще;

3. Логопед произносит один и тот же звук с нормальным и гиперназальным резонансом, ребенок повторяет.

Только почувствовав разницу в звучании, ребенок начинает правильно выполнять речевые упражнения. В качестве опоры используются зрительные, кинестетические, тактильные ощущения, появляющиеся при адекватном резонансе. Работа по развитию слухового восприятия проводится в течение всего курса речевой терапии с соблюдением объективной последовательности, понятности и доступности детям используемого материала и приемов. В процессе занятий нужно добиваться устойчивого распознавания дисбаланса резонанса даже от маленького ребенка.

Нужно помнить, что ребенок с врожденной расщелиной неба индивидуальны, поэтому следует помнить и применении дифференцированного подхода и об учете индивидуальных особенностей ребенка, его характера. Самое главное, что нужно маленькому человеку, - это чтобы его любили. И если ребенок почувствует искреннюю любовь к себе, заинтересованность людей, которые с ним работают, и их уверенность в том, что все получится, - не стоит сомневаться в успехе. Профессионализм и любовь творят чудеса.

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Дидактическая игра для развития слухового восприятияДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Коррекционное занятие по самопознанию и развитию слухового восприятия «Ушки — наши помощники» Коррекционное занятие на ориентировку «на себя». «Ушки — наши помощники».Задачи:1. Уточнять знания детей о значении ушей. 2. Учить детей.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группеРазвитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе .

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2)Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2) В рамках реализации проекта «Звуковой ручеёк», посвящённого развитию слухового восприятия и фонематического слуха у воспитанников средней.

Игры на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группеИгры на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе Предлагаю вашему вниманию ещё несколько игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков. Эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба
Опубликовано: 5 февраля 2022 в 20:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание правильной речи и активизация слухового восприятия у детей с врожденной расщелиной неба» (включая файлы) размещена пользователем Капустина Ксения (УИ 240277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД