Ирина Гурова
Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
О необходимости развития слухового восприятия на материале неречевых звуков более подробно можно прочитать здесьhttps://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-sluhovogo-vnimanija-i-vosprijatija-na-materiale-nerechevyh-zvukov-konsultacija-dlja-roditelei.html
Публикация «Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе» размещена в разделах
В этом учебном году в нашей группе реализуется проект «Звуковой ручеёк», который посвящён развитию слухового восприятия и фонематического слуха у воспитанников средней группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Известно, что узнавание, различение неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха. Поэтому встала необходимость подбора и разработки специальных игр и игровых упражнений для развития этой способности. Коррекционно-развивающая работа в группах компенсирующей направленности строится в соответствии с лексическими темами, поэтому игры в течение года подбираются и разрабатываются в соответствии с ними. Предлагаю вашему вниманию несколько апробированных игр и упражнений по данной теме.
Тема «Лето. Карельский лес».
Игра "Какую ягоду несёт мишка?"
Для игры используются пластмассовые ёмкости от мороженого в форме карельских ягод (земляника, малина, морошка, наполненные разными сыпучими веществами или разным количеством одного сыпучего вещества, например, фасоли или гороха. Также понадобится игрушка-медведь. Дети запоминают звучание каждой ягоды и угадывают, какую из них мишка нашёл и теперь идёт по лесу и несёт.
Тема «Осень»
Игра «Сильный и слабый дождик»
Для игры понадобится «пальчиковый бассейн», например, из фасоли или гороха. Также можно насыпать крупу и на тарелочку. Педагог набирает двумя ладонями крупу, высыпает её в бассейн (на тарелочку) быстро через щель между ладонями и предлагает детям послушать, как льёт сильный дождь (ливень). Ладони с крупой – это большая туча. Затем педагог набирает крупу в кулак и высыпает её медленно, снова предлагая детям послушать издаваемый звук. Это «мелкий дождик моросит». Кулачок – это маленькая тучка.
После это нужно предложить детям попробовать показать, как льёт ливень и моросит мелкий дождь и ещё раз послушать звуки. Затем педагог загадывает детям звуковые загадки: «Что вы слышите: ливень или мелкий дождь?»
Игра «Кто прыгнул в лужу?»
Для этой игры понадобится большая тарелка или поднос с любой крупой (это лужа) и две или три игрушки, изображающие животных. Игрушки должны контрастно отличаться друг от друга по размеру, например, самая большая и самая маленькая матрёшки из набора или большой резиновый (пластмассовый) медведь и маленький зайчик из набора мелких игрушек и т. п.
Педагог показывает, как большая игрушка, например, лягушка прыгнула в лужу и акцентирует внимание на издаваемом звуке. Затем то же самое выполняем с маленькой игрушкой. После этого дети самостоятельно выполняют действия и запоминают звуки, чтобы затем лучше угадать их.
Варианты похожих игр: «Какой мячик упал лужу?», «Какое яблоко зайка уронил в лужу?» и т. п.
Тема «Части тела»
Игра «Что я делаю и чем?»
В этой игре педагог предлагает детям выполнить разные действия разными частями тела: потопать ногами, попрыгать, постучать кулачками по столу, друг о друга, постучать ногтями по столу, пощёлкать пальчиками, похлопать в ладоши, потереть ладошки друг о друга, подуть через губы, вытянутые трубочкой, можно и пофыркать губками, как лошадка, постучать зубками. Педагог обращает внимание на издаваемые звуки и затем предлагает детям загадать друг другу загадки. Дети отворачиваются. Один ребёнок выходит и издаёт какой-то звук. Остальные угадывают, какое действие было выполнено. В этой игре закрепляется глагольный словарь.
Тема «Умывальные принадлежности (предметы гигиены)»
Игра «Угадай предмет по звуку»
Для этой игры используются предметы гигиены. Педагог предлагаем детям послушать и запомнить, как звучит переливаемая из ёмкости в ёмкость вода, пересыпаемая соль для ванны, режущие бумагу ножницы, скользящая по руке куклы мочалка (щётка, шуршащая бумажная салфетка, встряхиваемое полотенце. После это дети угадывают все звуки, отвечая на вопрос, используя соответствующие слова и короткие предложения: «салфетка шуршит», «ножницы режут», «вода льётся» и т. п.
Тема «Игрушки»
Игра «Кто позвал? («Какая игрушка прозвучала?»)
Предлагаем детям послушать, и запомнить, какие игрушки как звучат, например, трещотка трещит, зайка пищит, мишка гремит, ёжик топает, молоток стучит, неваляшка «поёт», шарик звенит.
Затем дети сами действуют с игрушками, запоминая звуки. После этого игрушки «прячутся» за ширму и издают звуки. Дети угадывают, какая игрушка прозвучала.
Игра «На чём играл зайка?»
Предлагаем детям послушать и запомнить звучание несколько музыкальных инструментов: «Зайка принёс нам барабан, бубен, колокольчик, металлофон, дудочку…». Дети слушают, как зайка «играет» и запоминают звучание предметов. Затем они отворачиваются и отгадывают звуковые загадки зайки. После этого дети и сами, как зайка, могут загадать друг другу такие загадки.
Игра «Какой шарик скачет?»
В этой игре мы учимся ещё и подбору слов-признаков (прилагательных).
На столе несколько шариков разной величины, сделанные из разных материалов (поролоновые, пластмассовые, резиновые, текстильные (вязаные из ниток).
Дети играют с шариками, запоминают, как они звучат, прыгая по столу, а затем сами угадывают и называют признаки нужного шарика, например, «большой, красный, пластмассовый; жёлтый поролоновый; оранжевый теннисный и т. п.»
Игра «Звучащие кубики»
1. «Какой кубик звучит?»
2. «Подбери пару по звуку»
В этих играх также закрепляется умение узнавать и называть цвета и геометрические фигуры. Для игры нужны картонные кубики. Они разного цвета с наклеенными на стороны предметами разной формы и наполненные внутри разными материалами. В играх с ними можно подобрать пару по цвету, по форме предметов и по звуку. Причём эти пары не совпадают. Но главная задача - сначала угадать несколько кубиков по звуку, а затем подобрать пары по звучанию. Более подробное описание этой игры можно найти в моей публикации «Звучащие кубики».https://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschaja-igra-zvuchaschie-kubiki-podberi-paru.html
Тема «Семья»
Игра «Кто что делает?»
В этой игре используются предметы, которыми могут пользоваться разные члены семьи. Нужно только договориться с детьми, кто и что будет делать. Предметы должны издавать звуки, например, стук по клавиатуре ноутбука – папа работает; стук чашек – мама моет посуду; звук перелистывания книги или шуршание газеты – дедушка читает; стук вязальных спиц – бабушка вяжет; звук прыгающего шарика или маленького мячика – дочь (сестра) играет; звук катящейся машинки – сын (брат) катает грузовик. Возможны и другие варианты.
Взрослый сначала показывает детям предметы, обсуждает с детьми, кому в семье они могут понадобиться. Затем предлагает послушать издаваемые звуки и запомнить их. После этого детям можно загадать «звуковые загадки». Это могут делать и сами дети.
Продолжение следует.