Ирина Гурова
Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2)
В рамках реализации проекта «Звуковой ручеёк», посвящённого развитию слухового восприятия и фонематического слуха у воспитанников средней группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предлагаю вашему вниманию ещё несколько апробированных игр и игровых упражнений по теме. Важно отметить, что игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков, всегда привлекают детей, позволяют сделать любое занятие более интересным, открывают удивительный мир звуков, создавая при этом базу для полноценного развития всех сторон речи.
Публикация «Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2)» размещена в разделах
Тема «Продукты питания»
Игра «Что у Оли в бутылочках?»
Для этой игры понадобятся баночки, например, от витаминов или маленькие бутылочки. Они могут быть как одинаковыми, так и разными по цвету. В одну ёмкость помещаем, например, фасоль, а в другую – горох. Можно использовать и другие сыпучие вещества. Дети слушают звучание бутылочек при их потряхивании, запоминают, а потом угадывают звуковые загадки: «Какая бутылочка звучит?» («Что взяла Оля?»).
Игра «Сколько гороха (фасоли) в банке?»
Для этой игры тоже понадобится фасоль или горох и небольшие ёмкости. В первую ёмкость нужно положить всего одну горошинку или одно зёрнышко фасоли. Вторую ёмкость заполнить наполовину, а третью – полностью, до краёв. Ребёнок запоминает звучание всех баночек при потряхивании, а затем угадывает, сколько гороха или фасоли в звучащей баночке.
Игра «У кого что?» или «Кто что спрятал?»
Эта игра очень похожа на первую. Только в ней используется уже большее количество сыпучих веществ. У нас есть бутылочки в виде игрушек, а дома можно взять те ёмкости, которые имеются. Ёмкости заполняются (это с удовольствием поможет сделать ребёнок, затем он слушает, как они звучат при потряхивании и запоминает звуки. Для заполнения бутылочек-игрушек мы взяли макароны, пшено, манную крупу, рис, фасоль и горох. Взрослый и ребёнок могут загадать друг другу звуковые загадки.
Игра «Мороженое»
Эта игра способствует также формированию навыков образования относительных прилагательных (шоколадное, сливочное, малиновое). Для неё используются пустые флаконы от мыльных пузырей в форме мороженого и игрушка-антистресс также в форме мороженого. Флаконы наполняются разным количеством камешков Марблс (это могут делать сами дети). В один флакон можно поместить один камешек, а в другой – много. При потряхивании они издают громкие, но разные звуки. Мороженое-антистресс издаёт тихий звук за счёт постукивания по столу. Для того, чтобы сделать игру интереснее, во флаконы также можно налить разное количество воды. Вначале дети запоминают звучание предметов, затем угадывают их. В ответе – словосочетание «относительное прилагательное + существительное»: сливочное мороженое, шоколадное мороженое, малиновое мороженое.
Тема «Посуда»
Игра «Звонкая посуда» - 1 вариант
Для игры понадобятся несколько предметов посуды из разных материалов. Взрослый, постукивая чайной ложечкой (можно использовать и столовую ложку) по каждому предмету, предлагает ребёнку запомнить звучание. Затем ребёнок отворачивается и определяет, по какому предмету ударил взрослый. В этой игре заодно можно поучиться образованию относительных прилагательных: стакан из стекла – стеклянный, чайник из фарфора – фарфоровый, миска из пластмассы – пластмассовая, кастрюля из металла – металлическая и т. д.
Игра «Звонкая посуда» - 2 вариант
Игра является усложнением предыдущей. В ней можно использовать тот же самый материал. Взрослый за ширмой постукивает сразу по двум предметам. Задача детей – определить не только звучащие предметы посуды, но и их последовательность: по какому предмету сначала ударил взрослый, а по какому потом. Детям предлагается воспроизвести эту последовательность. Если воспитанники хорошо справляются с заданием, то можно постукивать по трём и даже большему количеству предметов.
Тема «Обувь»
Игра «Какая кукла ходит?»
Для игры нужны куклы (я вязала четырёх) с разной обувью. Каждая пара кукольной обуви рассматривается с детьми, при этом подбираются слова-признаки (прилагательные). У Оли – маленькие пластмассовые розовые туфельки, у Тани – большие резиновые розовые туфли, у Сони – маленькие белые пластмассовые ботиночки, а у Кати – жёлтые мягкие шерстяные тапочки. Взрослый показывает детям, как ходят куклы и предлагает запомнить звуки. Важно обратить внимание детей на то, чья обувь громче звучит при передвижении, чья тише, и почему. После запоминания звуков дети их угадывают, в ответе – предложение, например, «Это Оля идёт» или «Это стучат Олины туфельки» и т. п. Поощряется использование слов-признаков в составе предложения: «Это стучат Олины пластмассовые туфельки»…
В качестве усложнения можно «пригласить» в игру и сказочных героев. У нас это Бабя Яга в лаптях и гномик в чёрных ботинках.
Игра «Кто как ходит?»
Эта игра развивает чувство ритма. Для неё использовались три игрушки: Баба Яга, гномик Гоша, живущие в лесу, и мальчик Саня, который пришёл собирать грибы и ягоды. Для каждой игрушки взрослый создаёт свой ритмический рисунок и предлагает запомнить его детям. Например, Баба Яга в лаптях ходит медленно. Педагог показывает, как перемещается игрушка, а дети воспроизводят этот ритм с помощью хлопков в ладоши.
Гном в больших чёрных ботинках ходит быстро – проводится аналогичная работа. А мальчик Саня весело скачет в своих маленьких чёрных ботиночках (два удара - пауза - два удара - пауза.): ** ** ** ** ** **. После того, как дети запомнили все ритмические рисунки, взрослый предлагает угадать сказочного героя: кто это ходит или скачет и как? (показать с помощью хлопков в ладоши).
Темы «Зима», «Зимние забавы»
Игра «Снежные комочки»
В этой игре хорошо развивается пальчиковая моторика. Для неё понадобятся листы белой бумаги. Сначала взрослый показывает, как из листа белой бумаги можно скатать «снежный комок», сминая её, при этом привлекает внимание к шуршанию бумаги. Дети повторяют эти действия и слушают, как шуршит бумага. После этого педагог бросает комочек на стол или на пол, также привлекая внимание к издаваемому звуку. Также можно предложить перебрасывать (в случае затруднения перекладывать) получившийся комочек из одной руки в другую и послушать звук.
После этого взрослый загадывает детям «снежные загадки»: за ширмой лепит комочки из бумаги, бросает комочек на стол, перебрасывает из руки в руку. Дети угадывают действия. В ответе – предложение, например, Вы лепите комок», «Вы бросаете комок», «Вы играете комком». Сначала загадки загадывает педагог, а потом сами дети.
Игра «Сосчитай-ка»
Игра развивает умение определять количество услышанных звуков. Взрослый предлагает детям сосчитать, сколько снежных комочков (снежков) упало на стол. Можно использовать и другой вариант: предложить определить, сколько раз комочек упал (используется один снежок). Сначала действие можно выполнять при детях, а затем уже за ширмой. В конце каждого игрового упражнения можно предложить детям хлопнуть в ладоши или выполнить другое действие столько раз, сколько звуков они услышали. Для этой игры можно использовать, конечно, не только комок из бумаги, а например, белый мячик или шарик.
Желаю вам успехов!