Наташа Золкина
Воспитание положительных взаимоотношений у детей в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание положительных взаимоотношений у детей
в процессе игровой деятельности.
Воспитатель : Золкина Н. С. МДБОУ «Детский сад №47»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта.
Публикация «Воспитание положительных взаимоотношений у детей в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми.
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:
Игры на бытовые темы;
Игры с производственной тематикой;
Строительные игры, игры с природным материалом;
Игры с общественно-политической тематикой;
Театрализованные игры;
Игры-забавы и развлечения.
Ребята очень любят сами принимать активное участие в рассказывании и драматизации знакомых им произведений, поэтому немало радостных, и одновременно поучительных минут доставило ребятам разыгрывание русских народных сказок.
Например, играя в сказку «Репка» помимо выполнения ролевых действий, ребята получили знания о том, как надо помогать друг другу,
при обыгрывании сказки «Теремок» ребята учились тому, как нужно дружить.
При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.
При организации и проведении сюжетно - ролевых игр большое внимание уделялось воспитанию нравственных качеств детей.
В таких играх как: «Семья», «У врача», «Парикмахерская», «Шоферы», «Магазин» ребята учились культуре общения, учились трудиться в коллективе, оказывать помощь друг другу, заботиться, проявлять доброту и сочувствие.
Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
Этому во многом способствуют и непосредственные наблюдения детей за общественной жизнью, беседы с передовыми тружениками, чтение художественной литературы, экскурсии на предприятия и т. д. Атмосферу общественно полезного труда они стараются передать и в своих играх.
Представления о том, как работают отцы и матери на заводах, фабриках, на полях, фермах, в учреждениях, заинтересованность их трудом служат богатейшим источником игр тогда, когда детей систематически приучают приобретать новые знания о трудовом процессе и его результатах.
К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные.
Дидактические игры:
Игры с предметами и игрушками;
Словесные дидактические игры;
Настольно-печатные игры;
Музыкально-дидактические игры.
Для обогащения знаний детей организуются и проводятся дидактические игры, которые наряду с реализацией игровой задачи, решают образовательные, и воспитательные задачи.
В ходе проведения игры «Кому, что нужно для работы?» ребята не только выполняли задание, подбирая необходимые атрибуты к каждой профессии, но и пополняли знания об особенностях каждой профессии.
В ходе дидактической игры «Что это такое?» ребята откровенно и понятно старались выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого.
Подвижные игры:
Сюжетные;
Бессюжетные;
С элементами спортивных игр.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Огромную пользу для воспитания нравственных качеств приносят подвижные игры, которые учат ребят не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому, и многое другое. С большим удовольствием ребята играли в такие игры: «Салочки- догонялочки», «Лохматый пес», «Лиса и гуси», «Смелые мышки», «Пустое место», «Салочки-выручалочки», и другие.
Следует подчеркнуть, что творческие игры и игры правилами имеют общие признаки, логические объективные связи и отношения: условная игровая цель, воображаемая ситуация, разыгрывание роли, игровые действия, игровые правила, которые предусматривают возможность перехода игры одного типа в игру другого.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.