Марина Мишина
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через игру
В. А. Сухомлинский утверждал, «игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности»
Публикация «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная Игра имеет большое значение для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности, принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им.
Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится согласовывать свои действия с другими деть
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования основ личности: развития целостного восприятия окружающего мира, непосредственного эмоционального отношения к окружающим, сочувствие к нуждам и переживаниям людей; развития таких черт характера, как милосердие, гуманность, толерантность В воспитании патриотических чувств самое главное место занимает непосредственное их проявление в поступках повседневной жизни. В работе с детьми дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у современных дошкольников недостаточно знаний о стране, родном крае, городе. Дети часто равнодушно относятся к народным традициям, истории своей семьи, близким людям, товарищам по группе. Также отметим, что родителями мало уделяется внимания проблеме патриотического воспитания в семье. Прав был С. Михалков, который говорил, что «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее и стать подлинным патриотом». Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего народа, нации и др., но и формирование уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам. Эти цели актуальны и очень важны, но всё же самой приоритетной является задача воспитания любви и привязанности к окружению, в котором находится ребенок (родной дом, семья, детский сад и др.) Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные образовательные области. Но, на наш взгляд, наиболее доступной и значительной областью является игровая деятельность. Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания, патриотических чувств дошкольников. Использование игры в образовательных целях позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей и учить ребенка патриотическим чувствам. В классификации игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной и значимой для развития личности детей в период адаптации к социуму. Сюжетно-ролевая игра позволяет воспитывать чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье и создает основу, на которой формируется наиболее сложное образование -любовь к родному Отечеству. По нашим практическим наблюдениям, сюжетно-ролевая игра является средством формирования у детей нравственных представлений и гуманных чувств, поскольку дошкольники в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения. Эти отношения определяют развитие у детей умения выделять и познавать нравственные нормы и регулировать поведение с окружающими. Также наблюдения показали, что темы сюжетно-ролевых игр детей в группе однообразны, сюжеты бедны и формальны, а роли достаточно традиционны. Дети практически не организуют игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. В основном детьми используются сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. В организации патриотического воспитания детей, мы обращаем внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетно-ролевых игр. Выполняя роли, у детей развиваются моральные, патриотические чувства, чувства привязанности к родным и близким. В процессе игры дети проявляют организаторские способности, настойчивость и инициативу. При планировании образовательной деятельности и отборе содержания сюжетно-ролевых игр, мы учитываем принцип единства трех компонентов: представление о нормах гуманности; гуманные чувства (сопереживание, сочувствие, содействие); соответствующие поступки. При этом мы стараемся обеспечить усвоение норм, регулирующих патриотическое поведение детей и одновременно сохранить самостоятельный характер игры, так как именно в игре происходит развитие ее содержания, а также позитивно изменяется гражданско-нравственное и морально-этическое поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели,
Педагогам при подготовке к сюжетно – ролевой игре можно посоветовать использовать разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми.
Виды совместной деятельности педагога и детей при подготовке к сюжетно – ролевой игре
1. Беседы по теме игры.
2. Экскурсии и походы.
3. Чтение художественных произведений.
4. Тематические занятия (НОД).
5. Сюжетное и предметное рисование, аппликация, лепка.
6. Дидактические и настольные игры
7. Театральная деятельность (инсценировка и драматизация сказок).
8. Рассматривание предметных и сюжетных картинок и составление рассказов по ним.
При подготовке к сюжетно – ролевой игре нужно привлекать и родителей детей. Например, при изготовлении атрибутов для игры, в организации выхода из детского сада на экскурсии и в походы и т. д.
Предварительная работа должна строиться не только с учетом того, какой вид игры выберут сами дети, но и какой вид подходит именно для конкретного детского коллектива. Кроме того, выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется актуальной воспитательной задачей.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры, которые содержат бытовые сюжеты («Семья», «Дом», «День рождения» и т. п.)
2. Игры в профессии («Транспорт», «Дом быта», «Парикмахерская»)
3. Патриотические игры («Война», «Космонавты», «Пограничники»)
4. Игры по сюжетам литературных произведений
5. «Режиссерские» игры (кукольный театр)
С учетом того, какой вид игры выбран педагогом и детьми, какие поставлены воспитательные и развивающие задачи, и будет выстраиваться предварительная работа.
Четко выстроенная педагогом предварительная работа способствует:
- расширению представлений об окружающем мире;
- совершенствованию монологической и диалогической речи детей;
- знакомству детей с трудом взрослых, с характерными особенностями разных профессий;
- расширению представлений о труде взрослых;
- уточнению представлений детей о признаках и назначении некоторых бытовых предметов и т. д.
Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду :
1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию “учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию “играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам : первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки.
Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.
Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду, на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.
Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.
Старшие и подготовительные группы.
К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?
Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, не смотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построение игры – совместным сюжет сложением.
Эффективным средством формирования сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, чем на предыдущих этапах.
На данном этапе – это совместное сюжет сложение. Игра – придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию разнообразных сюжетных событий.
В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра, которая становится более развернутой. Ребенок для нее использует множество дополнительных деталей. В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жестикулирует, выражает интонацией и мимикой характеры героев.
В играх детей этого возраста проявляется склонность к драматизациям. В сознании детей драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. В обоих играх ребенка интересуют отношения людей.
В заключение хочется напомнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным. Он состоит из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является “играющим партнером” в самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.
Таким образом, работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.