Получи документы

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игры

Марина Мишина
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игры

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через игру

В. А. Сухомлинский утверждал, «игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности»

Публикация «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игры» размещена в разделах

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная Игра имеет большое значение для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности, принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им.

Большое значение оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воспроизводя в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится согласовывать свои действия с другими деть

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования основ личности: развития целостного восприятия окружающего мира, непосредственного эмоционального отношения к окружающим, сочувствие к нуждам и переживаниям людей; развития таких черт характера, как милосердие, гуманность, толерантность В воспитании патриотических чувств самое главное место занимает непосредственное их проявление в поступках повседневной жизни. В работе с детьми дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у современных дошкольников недостаточно знаний о стране, родном крае, городе. Дети часто равнодушно относятся к народным традициям, истории своей семьи, близким людям, товарищам по группе. Также отметим, что родителями мало уделяется внимания проблеме патриотического воспитания в семье. Прав был С. Михалков, который говорил, что «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее и стать подлинным патриотом». Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего народа, нации и др., но и формирование уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам. Эти цели актуальны и очень важны, но всё же самой приоритетной является задача воспитания любви и привязанности к окружению, в котором находится ребенок (родной дом, семья, детский сад и др.) Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные образовательные области. Но, на наш взгляд, наиболее доступной и значительной областью является игровая деятельность. Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания, патриотических чувств дошкольников. Использование игры в образовательных целях позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей и учить ребенка патриотическим чувствам. В классификации игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной и значимой для развития личности детей в период адаптации к социуму. Сюжетно-ролевая игра позволяет воспитывать чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье и создает основу, на которой формируется наиболее сложное образование -любовь к родному Отечеству. По нашим практическим наблюдениям, сюжетно-ролевая игра является средством формирования у детей нравственных представлений и гуманных чувств, поскольку дошкольники в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения. Эти отношения определяют развитие у детей умения выделять и познавать нравственные нормы и регулировать поведение с окружающими. Также наблюдения показали, что темы сюжетно-ролевых игр детей в группе однообразны, сюжеты бедны и формальны, а роли достаточно традиционны. Дети практически не организуют игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. В основном детьми используются сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. В организации патриотического воспитания детей, мы обращаем внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетно-ролевых игр. Выполняя роли, у детей развиваются моральные, патриотические чувства, чувства привязанности к родным и близким. В процессе игры дети проявляют организаторские способности, настойчивость и инициативу. При планировании образовательной деятельности и отборе содержания сюжетно-ролевых игр, мы учитываем принцип единства трех компонентов: представление о нормах гуманности; гуманные чувства (сопереживание, сочувствие, содействие); соответствующие поступки. При этом мы стараемся обеспечить усвоение норм, регулирующих патриотическое поведение детей и одновременно сохранить самостоятельный характер игры, так как именно в игре происходит развитие ее содержания, а также позитивно изменяется гражданско-нравственное и морально-этическое поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели,

Педагогам при подготовке к сюжетно – ролевой игре можно посоветовать использовать разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми.

Виды совместной деятельности педагога и детей при подготовке к сюжетно – ролевой игре

1. Беседы по теме игры.

2. Экскурсии и походы.

3. Чтение художественных произведений.

4. Тематические занятия (НОД).

5. Сюжетное и предметное рисование, аппликация, лепка.

6. Дидактические и настольные игры

7. Театральная деятельность (инсценировка и драматизация сказок).

8. Рассматривание предметных и сюжетных картинок и составление рассказов по ним.

При подготовке к сюжетно – ролевой игре нужно привлекать и родителей детей. Например, при изготовлении атрибутов для игры, в организации выхода из детского сада на экскурсии и в походы и т. д.

Предварительная работа должна строиться не только с учетом того, какой вид игры выберут сами дети, но и какой вид подходит именно для конкретного детского коллектива. Кроме того, выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется актуальной воспитательной задачей.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1. Игры, которые содержат бытовые сюжеты («Семья», «Дом», «День рождения» и т. п.)

2. Игры в профессии («Транспорт», «Дом быта», «Парикмахерская»)

3. Патриотические игры («Война», «Космонавты», «Пограничники»)

4. Игры по сюжетам литературных произведений

5. «Режиссерские» игры (кукольный театр)

С учетом того, какой вид игры выбран педагогом и детьми, какие поставлены воспитательные и развивающие задачи, и будет выстраиваться предварительная работа.

Четко выстроенная педагогом предварительная работа способствует:

- расширению представлений об окружающем мире;

- совершенствованию монологической и диалогической речи детей;

- знакомству детей с трудом взрослых, с характерными особенностями разных профессий;

- расширению представлений о труде взрослых;

- уточнению представлений детей о признаках и назначении некоторых бытовых предметов и т. д.

Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду :

1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми, занимая позицию “учителя”. Но в совместной игре воспитатель должен сменить ее на позицию “играющего партнера”, с которым ребенок чувствует себя свободным и равным.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам : первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, ножницы, лопатка, веник и т. д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту (дома, в детском саду, на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно, влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Старшие и подготовительные группы.

К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?

Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, не смотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построение игры – совместным сюжет сложением.

Эффективным средством формирования сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, чем на предыдущих этапах.

На данном этапе – это совместное сюжет сложение. Игра – придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию разнообразных сюжетных событий.

В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра, которая становится более развернутой. Ребенок для нее использует множество дополнительных деталей. В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жестикулирует, выражает интонацией и мимикой характеры героев.

В играх детей этого возраста проявляется склонность к драматизациям. В сознании детей драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. В обоих играх ребенка интересуют отношения людей.

В заключение хочется напомнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным. Он состоит из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является “играющим партнером” в самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.

Таким образом, работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством игры
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 11:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД