Елена Босий
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – это, прежде всего, преданность своему народу и сохранение истоков культуры. Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт своего народа. Мы стараемся применять русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Проделана работа по освоению и изучению истоков жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства. Целью работы педагогов в нашем дошкольном учреждении является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Публикация «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:
– формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя;
– воспитывать чувство патриотизма, уважение к культурному прошлому России через приобщение детей к народному творчеству : народное слово, художественную и музыкальную деятельность;
– воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям;
– развивать интерес к русским традициям и промыслам;
– активизировать участие родителей в совместных мероприятиях: родители – дети – детский сад.
Для реализации задач, направленных на совершенствование патриотического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, через ознакомление с русским народным творчеством, мною была проделана следующая работа:
– консультация для воспитателей «роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста»;
– беседа с родителями на тему «Семейные традиции и их роль в вашей семье»;
– круглый стол с участием родителей «Роль народного творчества в жизни дошкольника»;
– культурно-досуговое мероприятие ярмарка (совместно с детьми и их родителями);
– беседа об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр;
– чтение и обсуждение русских народных сказок и былин;
– знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой;
– знакомство с городецкой, дымковской, хохломской росписью;
– беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями;
– разучивание рождественских колядок, русских народных игр;
– беседа о Масленице, о традициях, обрядах, обычаях, разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен;
– организация и проведение русских народных игр и забав;
– рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе;
– рассказ о празднике пасха, знакомство с обрядами, поверьями, обычаями, разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание пасхальных яиц;
– беседа об обрядах, традициях, разучивание русских народных игр, хороводов, песен.
С русским фольклором знакомлю детей на занятиях, в повседневной жизни, в досуговой деятельности и при участии в народных праздниках. Все народные песни, народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Через ознакомление с народным промыслом, народно-прикладным искусством, детей знакомлю с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного творчества. Через пословицы и поговорки учу детей лаконично выражать свои мысли. Дети используют пословицы и поговорки в своей речи, понимают их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. Приобщаю к народному фольклору и развиваю чувство патриотизма и гордости за свою Родину не только у детей, но также их родителей. Провожу различные консультации и беседы на данную тематику. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с педагогами, оказывают помощь в решении многих вопросов, способствуют организации и проведении праздников и развлечений, а также, активно в них участвуют. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.
Исходя из собственного опыта, наблюдений и рассуждений, пришла к такому выводу, что чувство патриотизма, любви и гордости к своей Родине, закладывается еще в самом раннем возрасте. И мы, педагоги образовательных дошкольных учреждений, для успешного и целостного развития наших подопечных, должны в полной мере формировать и развивать у них уважение, гордость за землю, на которой живем, обращение к отеческому наследию, поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем и интересом относиться и к другим культурным традициям других народов.