Валентина Голованова
Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
Публикация «Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и норм поведения, т. е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.
Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности.
Формирование у детей гражданско-патриотического чувства любви к Родине проходит через знакомство ребят с образом человека ее защищающего, в аспекте нравственного, патриотического воспитания. В своей работе я столкнулась с проблемой незаинтересованности родителей и детей в знании своих корней, исторических событий. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению связей между поколениями.
Теоретическое личного вклада педагога в развитие образования
В разное время к проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, С. А. Козлова, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая, В. И. Кожокарь и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре Родины. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты.
В нашем детском саду вопросом гражданско-патриотического воспитания мы занимаемся с 2004 года. И вся наша деятельность отражена в фотоальбоме «Растим юных патриотов»
Цель работы:
Способствовать формированию основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Задачи работы:
1. Выявить уровень основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста
2. Разработать перспективный план деятельности по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста
3. Формировать позитивную установку и устойчивый интерес у детей к истории родной страны в контексте истории семьи через проектную деятельность.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
Исходя из этого ведущая педагогическая идея моей работы заключается в формировании основ гражданственности у детей через положительное эмоциональное отношение к истории родной страны в контексте истории семьи; развитии сотрудничества между родительской общественностью и детским садом; повышении воспитательного воздействия семьи.
Работа велась в 3 этапа:
1. Этап: организационно-диагностический
2. Этап: формирующий
3. Этап: обобщающий
1 Этап
Прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Это способствует формированию основ гражданственности уже в дошкольном возрасте, когда у детей происходит осознание целей жизни и закладываются основы успешности.
Диагностика детей :
Для углубления работы в данном направлении был проведен мониторинг уровня основ гражданственности у детей (социально коммуникативного развития) на основе «Педагогической диагностики социально коммуникативного развития детей (Л. В. Коломейченко)
Выявлено, что у 64% детей имеют не достаточно полное представление о своей стране, о детском саде и своей семье. 21,4% детей отсутствует познавательный интерес к жизни страны. И только 10,7% детей имеют полное представление о семье, городе и стране.
Анкетирование родителей:
Построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. Мною было проведено анкетирование родителей с целью изучения семьи, ее запросов, требований, взглядов на воспитание и развитие ребенка.
Результаты анкетирования дали возможность очертить круг проблем в вопросе гражданского воспитания в семье, готовность родителей к активному сотрудничеству.
В процессе мониторинга была проведена следующая работа: тематические беседы «Что ты знаешь о своей семье, о городе, о стране», наблюдения за детьми в самостоятельной, игровой, совместно со взрослым деятельности; рассматривание альбома и беседы о членах семьи, о героях страны; экскурсии в музей ДОУ «Этих дней не смолкнет слава»
Соответственно была оформлена развивающая предметно пространственная среда, которая отражает работу по гражданскому воспитанию. Были выявлены недостающие материалы.
Далее был составлен перспективный план по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
План состоит из 2 проектов.
4 ноября мы празднуем «День народного единства». И первый наш проект «Наша семья за мир» раскрывает параллель между семьей и страной. Ведь в те смутные времена весь народ, как одна большая семья поднялась на защиту своего Отечества. Целью проекта является расширение представления о семье, ее традициях, Отечестве; пополнение знаний детей о родных им людях, воспитание чувства любви и уважения к Отечеству через семейные отношения.
А второй наш проект «Книга – хранитель памяти», приурочен к одной из знаменательных дат истории нашего государства – 75-летие Победы в ВОВ.
Родной дом это атмосфера домашнего очага, определяемая прежде всего семейными традициями. Постепенно понятие родной дом расширяется. Родными становятся улица, город, край, страна. Поэтому формирование любви к родному дому, является 1й ступенью гражданского воспитания человека.
На 2 этапе с детьми продолжается работа по организации совместной и самостоятельной деятельности. Устанавливается деятельное взаимодействие с родителями. Дети совместно с родителями активно участвуют в оформлении предметно развивающей пространственной среды - это папки с рассказами о семье, «Герб моей семьи», генелогическое древо. Происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (оформление результатов в виде рисунков, фото выставок, альбомов о профессиях родителей, о городе, о знаменитых людях города).
Мы не должны забывать уроки истории. Сильна Россия только тогда когда она едина, именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник «День Народного единства», которому мы посвятили проект «Наша семья за мир». Полученные знания закрепились в творческой деятельности (рисунки детей, тематические фото, информация о самом празднике, экскурсия в краеведческий музей города, музей ДОУ «Этих дней не смолкнет слава». Совместное изготовление стендов для родителей «Единство навсегда». Оформлены индивидуальные выставки семейных работ «Руками милой бабушки», «Папины победы», «Мой дедушка - герой», проведена акция «Наша семья за мир»
Нашим долгом является сохранить и пронести память и уважение к участникам войны, чьи имена увековечены в названиях улиц и площадей нашего города. Память о героях хранится в каждой семье. Поэтому следующий наш проект «Книга - хранитель памяти». Дети и родители с большим интересом подключились к реализации этого проекта. Был собран материал о героях семьи. Организована встреча с ветеранами ВОВ, где дети с интересом слушали их воспоминания о былом. Для этих встреч дети изготавливали подарки. Была проведена акция - «Отчизны верные сыны», в ходе которой был организован концерт, спортивный праздник, изготовлены поделки для защитников Отечества, акция – «Копилка добрых дел» в которой дети нашей группы проводили экскурсию по музею детского сада «Этих дней не смолкнет слава» для детей других групп и родителей, где сами дети являлись экскурсоводами. Ярким событием стало участие во всероссийской акции «Бессмертный полк», в которой дети и родители принимали участие.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю условия для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта. В конце работы проведена диагностика детей и анкетирование родителей.
В ходе анализа диагностики детей выявлено, что 57.1% детей имеют достаточно полное представление о своей стране и своей семье. 28,6% детей проявляют интерес к истории. 14,7% детей не имеют полное представление о семье, городе и стране.
Анализ анкетирования родителей показал, что уже 51,4 % осознают важность воспитания основ гражданственности у детей и проявляют готовность к сотрудничеству.
- дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос»!
- папки для рассматривания: «Моя семья» семья Воторопиных, «Защитники Отечества» - семья Михеевых, «Мой любимый город Дзержинск» -семья Сухих и Волхонских, «Дзержинск и его достопримечательности» - семья Сухаревых, «Государственная символика России»и «Природа нашего края» - семья Тельновых, «Герб семьи» и «Генеалогическое древо» дети и родители подготовительной.
- оформлена экспозиция «Книга – хранитель памяти» родители и дети подготовительной группы
- оформлен уголок «Один день нашей семьи» (представила семья Ищенко Кати)
- изготовлены макеты «Дом где я живу» (семья Рогачевых папа Михаил Генадьевич, мама Александра Александровна, сын Антон), «Вечный огонь» (семья Евдокимовых папа Андрей Константинович, мама Анна Алексеевна, сын Никита посвященный героям ВОВ)
- в музее ДОУ оформили выставку совместных рисунков детей и родителей «Этот победный май» (в которой участвовала семья Лазоревых Леры и Сони и их мама Елена Александровна, Агеева Ира и ее мама Ольга Михайловна)
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о ратных подвигах соотечественников, о России, о Российской армии и др.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности, дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.