Анна Терво
Воспитание нравственных чувств у дошкольников посредством регионального компонента и знакомство с карельским языком
▼ Скачать + Заказать документы
Программа стабилизации и развития образования на современном этапе в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех её уровнях. В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе - семья, детский сад, школа.
Публикация «Воспитание нравственных чувств у дошкольников посредством регионального компонента и знакомство с карельским языком» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Республика Карелия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Признание приоритетного значения духовно-нравственного воспитания личности чё тко отражено в ФГОС ДО:
- в п. 1.4. об основных принципах дошкольного образования («….6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям в семье, общества и государства; 9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей»);
- в п. 1.6. решение задач («…5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества…»).
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Начиная с дошкольного возраста, важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
Психологи утверждают, нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов. Зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, от средств и методов воспитания. Ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает на него положительное нравственное влияние, гармонично развивает его умственные и физические возможности.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения - со знакомства со своей улицей, детским садом, поселком. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Мы живем в удивительном крае - Карелии, где огромным культурным и воспитательным наследием народа являются памятники материальной, духовной культуры. Столетиями создавались, совершенствовались и сохранялись у карельского народа традиции народной архитектуры и искусства, трудовые и ремесленные навыки, эстетические и этические нормы и представления, а также самая главная ценность карельского народа - его красивый язык. В настоящее время, к большому сожалению, сфера употребления карельского языка чрезвычайно сужена. В связи с этим, важное значение имеет создание в ДОУ необходимых условий, обеспечивающих приобщение детей к истокам национальной культуры, традиции народа - носителя языка, усвоения карельского языка.
Цель нашего дошкольного учреждения - формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе приобщения их к традициям и к культуре Карелии, его родному языку а также, через сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий.
2. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомство с родным языком.
3. Формирование представлений о Карелии, как о родном крае.
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому Карелии средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово и родное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики Республики Карелия.
В нашем дошкольном учреждении разработана и утверждена на педагогическом совете рабочая программа по ознакомлению дошкольников с карельским языком.
Программа рассчитана на все возрастные группы детского сада - вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная Группы. Она включает в себя краткие конспекты занятий, сценарии праздников, развлечений и вечеров досуга.
Основной целью программы является приобщение детей дошкольного возраста к языку, культуре и традициям родного края.
Задачи:
1. Привить элементарные навыки устной речи на карельском языке (понимание и говорение).
2. Воспитывать интерес и уважение к языку, культуре, традициям родного края.
3. Развивать металингвистические способности детей.
4. Способствовать этнокультурному воспитанию детей. Структура занятий имеет свою логику и может быть представлена в трех основных направлениях:
1. Накопление необходимого методического материала, который включает:
1.1. Словарный минимум, необходимый для общения на занятиях или в типичных ситуациях общения вне занятий.
1.2. Типичные обороты.
1.3. Образцы предложений и текстов, используемых воспитателем в ходе указаний и объяснений во время занятий, понятные детям.
1.4. Типичные вопросы, которые задаются детям.
2. Обучение во всех видах деятельности. Например, в утренние и вечерние часы рекомендуется проведение с детьми дидактических игр: «Что это?», «Я покажу, ты назови», «Угадать по описанию»; карельских игр : «Колечко, колечко, выйди на крылечко», «Где хозяин?»; на прогулке - подвижных игр: «Два петуха», «Чей домик?», «Сети и рыбки» и других. При одевании на прогулку повторяем названия одежды, частей тела. На прогулке - названия деревьев, кустов, цветов, явлений природы.
3. Проведение праздников. Каждый этап обучения и лексическая тема заканчиваются праздником или вечером досуга на русском и карельском языках.
По программе запланирована организованная образовательная деятельность один раз в месяц, в ходе которой по комплексно-тематическому планированию идет знакомство с той или иной лексической темой «Овощи и фрукты», «Приветствие», «Домашние животные» и т. д.
В течении месяца закрепление полученных знаний по карельскому языку осуществляется в совместной деятельности с воспитанниками. Педагоги в диалоговом общении используют фразы-приветствия, попевки и заклички, подвижные игры. Для успешной реализации программы педагогами используются различные подходы и технологии. В прошлом году на Республиканский конкурс методических разработок был представлен лэпбук «Pereh»(Семья)
Описание лэпбука «Pereh»
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития обществ.
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук –отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к предметно-пространственной развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал); полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя/родителя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук содержит следующие тематические разделы:
1) Предметные картинки«Pereh»(«Семья»).
Цель: Формирование представлений о семье и членах семьи и закрепление названий членов семьи на карельском языке.
2) Предметные картинки «Miunkoti» («Мой дом»)
Цель: знакомство с названиями предметами домашнего быта.
3) Предметные картинки «Kotielimet»(«Домашние животные»)
Цель: знакомство с названиями домашних животных на карельском языке.
4) «mmnmatto»(«Бабушкин половичок»)
Цель: развитие мелкой моторики и знакомство с традицией карельского народа.
5) Пальчиковая гимнастика «Tm or
mi…»(«Этот пальчик…»)
Для родителей в группе размещается информация по лексическим темам в виде игровых видеосюжетов. Ежеквартально организуются психолого-педагогические гостиные для родителей и детей, где в процессе игры родители могут услышать карельский говор и поучаствовать совместно с детьми в карельских играх.
Стоит учесть, что при ознакомлении воспитанников с карельским языком, необходимо учесть соответствующую подготовку воспитателя. Речь воспитателя имеет особое значение, так как ребенок усваивает язык практически по подражанию, заимствуя у воспитателя лексику, стиль, тон и манеру говорить. В этом смысле речь воспитателя для ребенка - образец. Поэтому первое требование к речи воспитателя - это соблюдение лексических, грамматических и произносительных норм. При обучении детей любому языку надо знать основные компоненты речи, ритмико-мелодическую сторону, интонацию и звуки речи. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Для карельского языка характерно произношение звуков а, б, и. При обучении детей карельскому языку в младшем возрасте мы рекомендуем использовать ежедневно артикуляционную гимнастику. Подбор упражнений способствует укреплению мышц речевого аппарата и готовит его для усвоения звуков карельского языка. В старших группах упражнения видоизменяются, дети выполняют более трудные упражнения, такие как «Грибок», «Чашечка», «Колечко», «Качели», «Горка» и т. д.
Таким образом, используя комплексную систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через региональный компонент, наше дошкольное учреждение способствует созданию условий для воспитания патриота.