нч
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности с ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая идея
«Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности посредством использования ИКТ»
Подготовили:
воспитатели
МКДОУ ДС
№24 «Полянка»
Е. А. Коваленко
Н. В. Чевская
Актуальность:
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности с ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Использование информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Одной из годовых задач МКДОУ является использование метода проектов в патриотическом воспитании дошкольников
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Использование ИКТ в воспитании нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста помогает:
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать воспитательно-образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
А так же
• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
• ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
• ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др.
• значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
• меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.
• с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.
• Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.
Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России посредством использования ИКТ
Посредством ИКТ легко решаются следующие задачи:
Обучающие задачи:
• закрепить знания о государственной символике РФ;
• расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством;
• закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
• расширять знания о малой родине;
Развивающие задачи:
• прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
• расширять предметно-развивающую среду;
• расширять словарный запас
Воспитательные задачи:
• воспитывать чувство гордости за свою страну;
• воспитывать интерес к истории своей Родины;
• воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;
• воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
• воспитывать активную жизненную позицию;
Применение ИКТ в проекте патриотического воспитания:
1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
2. Подбор дополнительного познавательного материала.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4. Оформление групповой документации, отчётов.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
6. Создание единой базы методических и демонстрационных материалов (у педагога появляется больше свободного времени.)
Проект содержит интеграции следующих образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественное-эстетическое развитие»
Формы работы с использованием ИКТ:
с детьми: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздники, чтение художественной литературы, беседы, игры дидактические, художественное творчество.
с родителями: консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений
Проект проходит в 3 этапа:
I этап: подготовительный.
Использование ИКТ при изучении, сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. Сборе информационного материала необходимого для реализации проекта при оформлении документации, составлении презентаций.
II этап: основной:
ИКТ использовали во всех образовательных областях: «Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественное-эстетическое развитие» через беседы с презентациями, видеоэкскурсии, д/игры, просмотр анимационных фильмов. В работе с родителями фотопрезентации, самостоятельная работа с ИКТ по изготовлению куклы веснянки, видеоотчеты, подготовка информационных материалов.
III этап проекта: заключительный
Продукт проекта:
• Фильм «Как хорошо у нас в саду»;
• Проекты: «Огород на окне», «Что такое Новый год», «Масленица», «Сюрприз для мамы», «Мы правнуки твои – Победа;
• Праздники: «День знаний», «Новый год», «Масленица», «День защитников Отечества», «8 Марта», «День Победы», «Выпускной бал»;
• Картотека презентаций по нравственно-патриотическому воспитанию.
Результат:
детей:
1. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
2. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
3. У детей более глубокие знания о России.
• родителей:
• 1. Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
• 2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
• педагогов:
1. Повышение уровня педагогического мастерства
• 2. Личностный и профессиональный рост.
• 3. Самореализация.
Картотека презентаций по патриотическому воспитанию детей
1. Детский сад – профессии
2. Светлоград – мой город
3. Достопримечательности города Ставрополя
4. Красная Книга Ставрополья
5. О Гречишкине и Скакуне
6. Москва – столица Родины
7. Символы России
8. День Народного единства
9. История русской одежды
10. Национальные костюмы народов России
11. Казаки России
Вывод:
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения, воспитания и развития детей достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Использование ИКТ в процессе развития нравственно-патриотических качеств детей не только облегчает работу педагога, но и делает воспитательно-образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; позволяет формировать информационную культуру у детей; активизирует познавательный интерес
Используемая литература:
1. Патриотическое воспитание дошкольников Н. В. Алешина.
2. Герб и Флаг России. Е. К. Ривина.
3. «Музыкальный руководитель» журнал №2.05,№2. 06.,№2. 07.,№2.08.
4. Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаевой.
5. Познавательное развитие. Стар. гр. Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
6. Интернет ресурсы.