Татьяна Валерьевна Олемская
Воспитание культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста при помощи схем и алгоритмов
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ культуры безопасного поведения и воспитание мотивации на здоровый образ жизни - важные, тесно взаимосвязанные задачи, которые необходимо решать педагогу в дошкольном учреждении.
Очень важно помочь дошкольникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить видеть свои возможности и перспективы их развития, осознавать ответственность за свое здоровье. Для этого в своей работе мы используем схематическое изображение разных ситуаций.
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Использование схем, символов позволяет работать наиболее эффективно. Известно, что дети не всегда слышат то, о чём говорит педагог, поэтому работа с символами, схемами помогает решить проблему формирования умения «слушать и слышать».
Анализируя результаты своей работы, мы пришли к выводу, что использование схем даёт значимые результаты в работе по формированию привычки безопасного поведения, так как дети с помощью схем понимают ценность здоровья не только своего, но и товарищей по группе, а также взрослых, которые находятся рядом с ними.
Работа с детьми проводилась поэтапно. Всего 5 этапов, каждый из которых имел свою направленность работы.
1. Подготовительный (спонтанный).
2. Совместная работа воспитателя и детей по составлению схем.
3. Самостоятельная деятельность детей со схемами.
4. Объединение схем по темам.
5. Создание сказок.
На первом (подготовительном) этапе схемы появлялись спонтанно. Это было связано с возникновением разных ситуаций, которые могли бы быть опасны для здоровья детей. Каждый из нас наблюдал такую картину, когда дети идут по лестнице и не держатся за перила или кто - то толкается, когда дети спускаются по лестнице и т. д. Очень сложно иногда объяснить маленькому человеку, почему так или иначе нельзя поступать, но если придумать интересную историю со знакомыми сказочными персонажами, которые оказываются в опасных ситуациях и прорисовать ее с использованием различных символов, то появится схема, которая поможет ребенку осознать свое поведение. Рассказывая детям, как надо себя вести в той или иной ситуации, мы стали использовать разнообразные символы: красное сердце - волнение; термометр - это болезнь; знак вопроса обозначает то, что никто не знает, о чём ты думаешь; стрелка - результат поведения. На этом этапе использовались самые простые схемы. Например, схема «Одевайся быстро, в правильной последовательности, чтобы не вспотеть и не заболеть». Алгоритм дети усвоили сразу, в процессе рисования и проговаривания последовательности одевания. Эта схема сначала находилась в группе, затем она была размещена в раздевалке, чтобы дети рассматривали её, когда это необходимо, а также могли объяснять друг другу и родителям, как надо одеваться и почему. Пример ещё одной схемы - схема «Что делать, когда нужна помощь». Эта схема подсказывает ребенку: не надо молчать или плакать, если нужна помощь, потому что воспитатель и дети не знают, что ты не можешь завязать шапку или застегнуть кофту, либо надеть другую одежду; объясни, как тебе помочь. В туалетной комнате появилась схема «Вымой руки после посещения туалета, чтобы не болеть». Результатом совместного обсуждения, рисования и рассматривания схемы стало взаимодействие детей: они подсказывали друг другу, как правильно мыть руки, напоминали товарищам, которые не мыли руки, что в группу с грязными руками идти нельзя. Ещё одна схема с названием «Не брызгайся водой во время мытья рук, потому что можешь поскользнуться и упасть» не менее актуальна, потому что детям свойственно желание шалить, а объяснение того, что плитка в туалетной комнате станет мокрой и скользкой, поможет им понять, почему такое поведение может быть опасным.
Второй этап заключался в совместной работе воспитателя и детей. Вместе с детьми мы придумывали схемы, используя знакомые символы, а также обсуждали разные ситуации. Например, как можно изобразить человека, который вспотел или заболел. В процессе рассуждений дети пришли к выводу, что схематическое изображение человека, который вспотел, может выглядеть, как тепло одетый человек, окружённый множеством солнышек и стекающими каплями воды, а болезнь можно изобразить в виде градусника для измерения температуры.
В результате этого появилась схема, которую можно комментировать так:
• нельзя разговаривать, играть, когда все одеваются, потому что друзьям придется ждать, когда ты оденешься, а за это время они могут вспотеть;
• вспотевшие друзья на морозе могут замёрзнуть и заболеть;
• воспитатель и родители хотят, чтобы ты был здоров;
• чувства взрослых нужно беречь.
Вместе с детьми мы придумали, как можно изобразить удар в результате падения, придумали символическое изображение – рисунок молотка. Дети предлагали свои варианты: ушиб – красное пятнышко на схематическом изображении тела человека, перелом – часть позвоночника, другой части тела.
Целью третьего этапа стало закрепление знаний о здоровом и безопасном образе жизни, то есть продолжением работы стала самостоятельная деятельность детей. На этом этапе дети самостоятельно обсуждали проблемные ситуации, с которыми они столкнулись, задавали различные вопросы, спорили, а затем рисовали собственные схемы не только в детском саду, но и дома. В результате работы на этом этапе появились схемы - модели, придуманные и созданные самими детьми. В этих схемах были отражены правила, связанные с формированием здорового и безопасного образа жизни для членов семьи, а также правила, сформулированные в результате полученного опыта, связанного с различными актуальными ситуациями. Например, появились правила поведения в дождливую погоду, а также весной, когда тает снег: «Не ходи по лужам, потому что промочишь ноги и заболеешь», «Не бегай по лужам, если рядом прохожие, потому что можешь промочить и испачкать их одежду», «Не беги, когда тает снег и скользко, потому что можешь упасть, промочить одежду и нечаянно толкнуть того, кто рядом».
Необходимо отметить, что мы также проводили индивидуальную работу с детьми по закреплению правил не только в связи с воспитанием мотивации на здоровый образ жизни, но и правил, помогающих строить отношения со сверстниками, окружающими людьми. Схемы также использовались для проведения индивидуальной работы с вновь прибывшими детьми, которые никогда не посещали детский сад, чтобы им было легче адаптироваться. Важное правило, которое дети выполняют неукоснительно, гласит: «Когда ты идёшь по лестнице, держись за перила». Объяснить, почему это правило так звучит, помогают составленные комментарии.
• Спускаясь и поднимаясь по лестнице, держись за перила, смотри вперед. Это поможет тебе не упасть и не получить травму.
• Помни! Если ты болеешь, волнуются и переживают взрослые. Береги их!
В процессе многочисленных бесед мы обсуждали разные ситуации, а итог беседы – это правило, которое дети усвоили в результате организованной совместной деятельности.
Мы предложили родителям примерный перечень опасных ситуаций, возникающих при перемещении по детскому саду, чтобы они обсуждали их вместе с детьми.
1. Дети толкаются, спускаясь или поднимаясь по лестнице.
2. Дети ходят по лестнице парами, держась за руки.
3. Дети идут по лестнице, оглядываясь, или спиной вперёд.
4. Дети прыгают и бегают, перемещаясь по лестнице.
5. Дети прыгают, сидя на лестнице, съезжают по ней на ягодицах.
6. Дети перемещаются по лестнице, не наступая на каждую ступеньку, а перешагивая через несколько.
7. Дети ставят подножку друг другу при перемещении по детскому саду.
8. Дети тянут друг друга за руки, за ноги, теряют равновесие.
9. Дети пытаются перегнать друг друга во время передвижения.
Когда схем накопилось много, оказалось, что их можно группировать и это стало следующим - четвёртым - этапом работы, в результате чего произошло объединение схем по темам. Например: «Правила поведения в помещениях», «Культурно -гигиенические навыки», «Поведение на улице», «Летние забавы», «Ядовитые растения», «Осторожно: опасные насекомые!», «Обращение с огнём», «Безопасное поведение на водоёмах», «Что такое пиротехника и чем она опасна».
Объединение схем по темам позволяет создать модель безопасного поведения. Например, в процессе обсуждения ситуаций на тему «Как вести себя в детском саду», дети узнают особенности поведения в разных помещениях детского сада и группы во время принятия пищи, перемещения по детскому саду, одевания на прогулку и т. д.
Осознанный интерес детей к схемам как помощникам в формировании привычки к здоровому и безопасному образу жизни подтолкнул к созданию сказок. Сначала их придумывал педагог. Так, например, появилась «Сказка о том, что увидела Фея - невидимка, когда пролетала над детским садом и заглянула в окошко». Рассказывание сказки сопровождалось показом схем. В процессе рассказывания сказки перед детьми ставились проблемные вопросы: «Что увидела Фея?», «Почему Фея огорчённо покачала головой?», «Почему удивилась Фея?». Дети работали активно и увлечённо, с большим интересом слушали, рассуждали, спорили, а сделать вывод помогал им воспитатель.
Сказка – это завершающий этап работы. Сказку может придумать и рассказать не только педагог, но и сам ребёнок. Темы сказок могут быть разные, например: «Можно ли разговаривать во время еды», «Как сберечь своё здоровье» и т. д. Целесообразно работать над созданием сказок, опираясь на тематические блоки.
Как вести себя в детском саду.
1. Перемещение по детскому саду.
2. Поведение во время утренней гимнастики, занятий физической культурой и возвращение в группу.
3. Поведение в туалетной комнате.
4. Подготовка к принятию пищи и приём пищи.
5. Поведение в раздевальной комнате.
6. Поведение в спальной комнате.
7. Поведение в группе во время самостоятельной деятельности.
Как вести себя на улице.
1. Поведение на прогулке осенью.
2. Поведение на прогулке зимой.
3. Поведение на прогулке весной.
4. Поведение на прогулке летом.
Я и моя безопасность.
1. Опасные ситуации дома.
2. Правила поведения на природе.
3. Правила поведения на дорогах в город.
Сказки.
Использование схем в работе с детьми помогло сформировать у них умение не только слушать, но и думать, рассуждать, осознавать, что хорошо, а что плохо. Дети научились понимать, что здоровье - это главная ценность человека и за него он отвечает сам. А ещё они стали осознанно относиться к пониманию того, что надо научиться беречь не только своё здоровье, но и здоровье товарищей по группе, воспитателей, близких людей, которые любят их и желают им здоровья.
Таким образом, использование схем с целью формирования привычки к здоровому образу жизни даёт положительную динамику усвоения дошкольниками определенного образа мышления, способствует воспитанию культуры безопасного поведения, а обучение детей решению проблем, связанных с сохранением здоровья, является универсальным средством педагогического воздействия.