Ольга Гусева
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Улица полна
Неожиданностей и опасностей
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное, внимание!
Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будет прогрессировать в дальнейшем.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.
Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма всегда актуальны в дошкольном образовательном учреждении. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который мы стараемся донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.
Поэтому мы сами изучаем правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место отводим практическим формам обучения : наблюдению, экскурсии, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют раннее полученные знания. Организуем обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни. Проводя работу по обучению правилам дорожного движения, используем ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам.
Знакомство детей с правилами дорожного движения проводим последовательно, постепенно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения используем три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
1. Ребенок – пешеход;
2. Ребенок – пассажир городского транспорта;
3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
Для того чтобы проанализировать систему работы по обучению правилам дорожного движения оценили развивающую предметно-пространственную среду групп, планирование работы.
Развивающая предметно– пространственная среда состоит:
• Уголок безопасности,
• Дидактические игры,
• Настольно-печатные игры,
• Иллюстративный материал,
• Познавательная литература для детей в книжном уголке,
• Оформление уголка изобразительной деятельности,
• Наглядная информация для родителей.
Формы работы при планировании:
• Организованная образовательная деятельность «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира,
• Организованная образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие творчество» (продуктивная деятельность,
• Интеграция во всех образовательных областях,
• Целевые прогулки, экскурсии,
• Дидактические игры,
• Сюжетно-ролевые игры,
• Настольно-печатные игры,
• Индивидуальная работа,
• Работа в книжном уголке,
• Работа в уголке изобразительной деятельности.
В «Уголке безопасности» для дошкольников размещаем наглядные, интересные дошкольникам, художественно оформленные материалы. Например:
• рисунки детей по тематике безопасности дорожного движения, полезные для запоминания цветные иллюстрации из художественной и методической литературы, плакаты небольшого формата с изображением опасных и обязательно (в качестве альтернативы) безопасных дорожных ситуаций;
• отдельные иллюстрации для сравнения транспортных и пешеходных светофоров, пешеходных светофоров, пешеходных переходов («зебры», подземного, надземного);
• иллюстрации известных дошкольникам дорожных знаков, правильных и неправильных действий пешеходов (на предмет определения детьми, можно или нельзя совершать изображенные на картинках действия).
Закрепить у детей знания правил дорожного движения помогает совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. Организуя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обязательно задействуем в ней родителей воспитанников. Для этого продумываем их участие в проводимых мероприятиях, посвящая этому отдельное родительское собрание.
Одним из эффективных методов работы с родителями является оформление информационных уголков.
Подобные стенды и уголки оформляем на видном месте. Представленный на стендах материал распределяем по рубрикам:
• «Внимание, дети!»
• «Какие опасности могут быть по дороге в детский сад»
• «Для вас, родители!» или «Информация для родителей»
Организуем с родителями дискуссионные встрече «за круглым столом», где выступают специалисты (врачи - травматологи, инспектора ГИБДД). Используем показ фотографий, кинофильмов, презентаций.
В «Уголок безопасности» для родителей помещаем:
- Информацию обо всех профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении по безопасности дорожного движения (игры, смотры-конкурсы на лучший рисунок, развивающие и обучающие занятия по изучению правил безопасного поведения на улице, заучивание стихов, отгадывание загадок, театрализованные спектакли – представления; показ мультфильмов и т. д. с указанием дат, сроков проведения, сообщениям о ходе подготовки к ним, участии родителей в этих мероприятиях и подведении итогов).
- Краткую информацию с разъяснениями о некоторых психофизиологических и возрастных особенностях поведения дошкольников, типичных ошибках в их поведении на улице.
- Информацию о современных учебно-методических и наглядных пособиях, статьях в газетах и журналах по безопасности дорожного движения, которые родители могут использовать при объяснении детям основ безопасности дорожного движения. Ознакомиться с данной литературой родители могут, воспользовавшись прозрачными «карманами» на стенде, где размещаются образцы современных методических разработок, наглядных пособий и др.
В заключении хочу отметить, что знание правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.