Марина Воробьева
Раннее развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
«РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ!»
«Раннее развитие детей» поразило многих молодых родителей. Все вдруг оза-ботились обучением чтению с двух лет, английским языком и музыкой - с трех, даль-ше по нарастающей: драмкружок, кружок по фото, хореография и так далее.
Публикация «Раннее развитие детей» размещена в разделах
Вероятно, широкий размах этого бедствия связан с тем, что подросла генерация неработающих мам с большими амбициями. Обычно это образованные женщины от 25 до 30 лет, которые или вкладывают в своего единственного ребенка все то, что они сами недополучили в детстве, или реализуют таким образом творческую энергию. Свою энергию. Бывает и наоборот. Работающие мамы боятся, что из-за своей занятости не смогут дать ребенку чего-то и компенсируют отсутствие своего внимания все-возможными занятиями. Но где же золотая середина?
МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ
Десять лет назад, когда только появились кубики Никитина, развивающие игры, это было так здорово, так ново! И мамы, получившие отпуск на три года, с увлечением бросились в это играть. Поначалу от идеи раннего развития была одна сплошная польза. Пока это не стало модным.
В чем состоял принцип раннего обучения и развития? Играя, обучать потихонечку детишек английскому - в песенках, лепке - с кукольным театром, чтению - по вывескам. Именно в игре, так как задача была - не обучить детей предмету, а показать многообразие мира, научить получать удовольствие от интеллектуальных и творческих занятий, пообщаться с собственными детьми.
Но жестокая «тетя Мода» потихоньку набирала обороты, и вот уже на голову ребенка обрушиваются бесконечные, многочисленные курсы и занятия. Мамы удив-лялись: почему малыш плачет и не хочет идти на занятия? Он и так устал после сади-ка, ему домой хочется, к маме, к своим игрушкам, к телевизору, в конце концов. А его тащат на какие-то совсем ему ненужные занятия, отрывают от мамы, а ведь он так по ней соскучился за день!
У ДЕТЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕТСТВО
Беззаботное детство, наполненное покоем и радостным ожиданием нового дня. Игрушки, машинки, скакалочки и салочки. Со сказками, прочитанными на ночь ма-мой, не потому, что так надо, а потому, что так сладко сидеть у мамы на руках и не бояться. Впереди долгая жизнь, и всю эту жизнь предстоит учиться. А детство про-мелькнет быстро, и пусть останутся об этом детстве чистые, светлые воспоминания. Если этого нет, дети, напичканные всевозможными знаниями и навыками, но обделен-ные родительским вниманием и любовью, рано или поздно попадают к детскому пси-хологу. С жалобами на энурез, плохой сон, необщительность. Неконтактные, зажатые, прекрасно обученные дети. Не лишайте их такой простой радости: играть, катать ма-шинки, рисовать каля - маля, баловаться. Это время скоро пройдет.
Конечно, все желают своему чаду только самого лучшего. Оставить ребенка в покое, чтобы он рос, как трава, - тоже не лучший вариант. Другое дело, что зани-маться с ребенком есть смысл ради его благополучия, а не для того, чтобы было, что предъявить друзьям и знакомым. Ребенку нужно, чтобы вы помогли ему развиваться в его собственном темпе и сами принимали деятельное участие в его развитии. Ведь воспитание, в конце концов, означает не воздействие, а взаимодействие, сотрудниче-ство с ребенком. И самое главное в нем - это не притупить природную любознатель-ность ребенка и отвечать на все его вопросы. Не страшно, если ребенок научится чи-тать, только пойдя в школу в семилетнем возрасте. Хуже, если он еще до школы поте-ряет интерес к обучению как к деятельности, которую ему навязывали с самого рож-дения. Ведь дело не в том, сколько и чего будет знать малыш, а в том, каким он вы-растет - любознательным и творческим или озлобленным занудой, который много о чем слышал, но ничего не хочет.
НЕДОСТАТКИ «РАННЕГО СТАРТА»
В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информаци-онном обществе», что главным сегодня является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные на-грузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Поста-раемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примера-ми.
Мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отве-чающие за дыхание и пищеварение, потом - за движение и только потом - за эмоцио-нальный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последователь-ность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, - ста-новление ребенка может отклониться от нормы.
Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре го-ловного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыха-ние, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов - и, со-ответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в дет-ском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.
У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной - высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чтобы этого, не дай Бог, не случилось с вашим ребенком, не забывайте, что он все-таки не объект, а субъект обучения, не ходячий «пентиум», а человечек со своими вкусами, склонностями и интересами.
П Р А К Т И Ч Е С К И Е С О В Е Т Ы
Р О Д И Т Е Л Я М
Для того чтобы родители не увлекались чрезмерно слишком ранним и чересчур «всесторонним» развитием своего чада, психологи советуют им соблюдать нехитрые правила. Вот некоторые из них.
1. Не превращайте успехи малыша в повод продемонстрировать перед знако-мыми его необыкновенные способности. Из этого он вынесет одно: я занимаюсь не потому, что мне интересно, а для того чтобы удивить маминых подруг.
2. Не гонитесь за модными рамками Монтессори, кубиками Никитина и т. д. Может быть, начать стоит с обычной детской пирамидки и деревянного кон-структора - ведь это тоже развивающие игры.
3. Сегодня существует масса развивающих методик, но вовсе не обязательно следовать принципам единственной. Выберите в каждой то, что близко и понятно вам и интересно малышу.
4. Решив заняться ранним развитием, не скупайте подряд все пособия. Пусть ребенок сначала освоит что-то одно.
5. Никто вам не скажет, в каком возрасте вашего ребенка надо учить цветам или цифрам. Только вы сами можете решить, с чего начинать занятия. Главное - не переусердствуйте и не перегрузите малыша знаниями, а двигайтесь вперед посте-пенно - от очень простого к простому, от простого - к чуть более сложному.
6. Откажитесь от соблазна выделить для «развития» определенное время. В этих занятиях регулярность - не самое главное. Гораздо важнее для них хорошее настроение родителей и малыша, увлеченность и желание «развиваться». Прислу-шайтесь к ребенку, который вдруг увлекся только буквами или только складыванием кубиков. Пусть он занимается тем, что ему интересно, а не тем, что у вас сейчас по расписанию.
7. Не настаивайте на занятиях, если ребенок поглощен игрой в куклы или ма-шинки. А если вас именно сейчас обуял развивающий зуд, попроситесь в его игру.
8. Самая лучшая «методика» развития - общение. Ваши занятия будут одно-сторонними, если между ними вы не будете говорить с ребенком. О чем? Да обо всем на свете.