Елена Казанцева
Музыкотерапия как средство оздоровления детей
▼ Скачать + Заказать документы
Решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка, является дошкольный возраст. Именно в этот период идет активное развитие органов и становление функциональных систем организма. В последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, диктует необходимость поиска методов, позволяющих изменить эту ситуацию. В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.
Публикация «Музыкотерапия как средство оздоровления детей» размещена в разделах
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки — древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом при помощи музыки можно влиять не только на эмоциональное состояние, но и вызывать реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. На музыкальных занятиях привычные нам виды музыкальной деятельности, развивающие музыкальность ребенка и его творческие способности, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Современные методы и приемы музыкальной терапии включают в себя:
1. Валеологические песенки.
С них я начинаю музыкальные занятия. Несложные тексты и мелодии (в том числе программа "Здравствуй!» М. Лазарева, состоящие из звуков мажорной гаммы, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Песенки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. «Здравствуй»
Здравствуй солнце золотое, (поднять скрещенные руки вверх)
Здравствуй небо голубое, (поднять ладошки вверх)
Здравствуй вольный ветерок, (помахать ручками вверху)
Здравствуй маленький дубок,
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень!
2. Дыхательная гимнастика.
В своей практике я активно использую дыхательную гимнастику А. Стрельниковой, которая оказывает на организм комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения: «Погончики», «Ушки», «Перекаты», «Шаги», «Большой маятник», «Маленький маятник», «Ладошки, «Насос», «Кошечка», «Обними плечи», «Повороты головы». В результате проведения дыхательной гимнастики на занятиях, улучшается не только система организма, но и развиваются певческие навыков детей. Выполнять дыхательные упражнения лучше всего в игровой форме.
«Ладошки»
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем
Обними плечи»
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю
3. Вокалотерапия.
Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств. Через интонацию голоса лучше всего передаётся его эмоциональное состояние и состояние его здоровья. Этот эффект можно объяснить тем, что вибрации звуковых волн, создаваемых голосом, вызывают резонанс в организме на клеточном уровне, что усиливает в клетках регенерационные процессы, благодаря чему иммунитет усиливается и человек выздоравливает. В процессе практики был составлен сборник несложных распевок - упражнений для детей.
Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани.
Звук «И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.
Звук «М-М-М» - с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Звук «Ы – Ы - Ы» - активизирует систему дыхания и лечит уши.
Звук «Э – Э - Э» - улучшает работу головного мозга.
4. Пластическое интонирован
ие. [/b]
Главным направлением пластического интонирования является не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки, через жест, движение, что позволяет воспринимать музыку активно, а не пассивно. Пластического интонирование создаёт благоприятные условия детям не только для самостоятельного поиска выразительных средств создания художественных образов, но и способствовать укреплению психологического и физического здоровья воспитанников.
Пластическое интонирование как практическое явление на музыкальных занятиях, осуществляется в таких формах как:
1) «свободное дирижирование» (дирижерский жест возникает у детей как естественный пластический отклик на музыку);
2) пластические этюды (приём «Зеркало» - руки педагога рассказывают детям о музыке, а дети лишь являются его отражением);
3) имитация игры на музыкальных инструментах (движениями рук дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов);
4) пластические импровизации:
1 вариант: исполнитель как бы вживается в образ человека – героя произведения, воссоздает его жесты, мимику, позы, походку;
2 вариант: исполнитель как бы «одушевляет» художественный образ, «неживого объекта» - облако, земля, цветок, солнце, дождь и др.
На элементах слушания музыки использую в основном пластические игры-фантазии, пластические игры-драматизации. Музыкально-художественные образы могут быть различными: люди, животные, явления природы, насекомые, стихии и др. Очень часто для пластических импровизаций я стараюсь подбирать музыкальные сочинения, имеющие программное содержание и в которых ярко, наглядно раскрывается музыкальный образ. Волнообразными движениями рук дети могут изобразить картину моря вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова, покачиванием рук с воображаемыми цветами - «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
Метод пластического интонирования я использую не только при слушании музыки, но и при разучивании песен с детьми, в момент ее исполнения дети делают движение в соответствии с мелодией, характером, темпом, динамикой.
Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр на музыкальных занятиях занимает не так много времени, 1 – 2 минуты. Но в результате этих минут повышается уровень развития музыкальных и творческих способностей детей, стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка, повышение речевого развития, физической и умственной работоспособности. А самое главное приносит огромное удовольствие детям.
Литература.
1. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007.
2. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская. -Волгоград: Учитель, 2011.
3. Вендрова Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. – 1997, – №№ 1, 2.
4. Коэн В. Метод «музыкальных зеркал»//Искусство в школе. - М. : -1999.- № 5.
5. Еременко Е. В. Музыкотерапия в повседневной жизни / Дошкольная педагогика № 4 (31) / 2006.
6. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000