Наталья Тетеревкова
Основные направления оздоровления детей в практике ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тетеревкова Наталья Викторовна.
Должность: Воспитатель.
Место работы: МБДОУ д/с №6 ст. Вековка.
Номинация : Лучшая методическая разработка.
Название работы: Основные направления оздоровления детей в практике ДОУ.
Программа оздоровительной работы включает в себя пять основных направлений.
1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
- работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);
- уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).
Публикация «Основные направления оздоровления детей в практике ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
2. Физическое развитие и оздоровление детей :
- закаливание;
- точечный массаж;
- игры, которые лечат;
- дыхательная гимнастика;
- организация двигательного режима.
3. Лечебно-профилактическая работа:
- лечебная физкультура;
- лечебный массаж;
- физиотерапия;
- витаминотерапия и фитолечение.
4. Работа с родителями.
5. Обеспечение психологического благополучия:
- занятия «Здравствуйте, дети»;
- коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями речи;
- музыкотерапия.
Оздоровительная работа приходит по определённой программе, имеет чёткую структуру, каждое направление подробно описано, определены задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это позволит преодолевать узкомедицинский и узкопедагогический подходы к воспитательной и оздоровительной работе.
МБДОУ д/с №6 ст. Вековка это нашло выражение в следующем:
- составление адаптивных образовательных и воспитательных программ с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
- организация предметно-пространственной среды, развивающей ребёнка;
- освоение технологий личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;
- создание учебно-воспитательного комплекса, оборудованного для занятий с детьми раннего возраста;
- введение в образовательно-воспитательную программу валеологических аспектов;
- создание условий для самореализации ребёнка и обеспечение его психологической безопасности.
Оздоровительная и воспитательная направленность образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении включает следующие мероприятия:
- лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;
- арома- и фитотерапию путём подбора специальных растений и цветового решения интерьера;
- работу с природными материалами (глиной, песком, красками);
- музыкальную терапию (регулярно проводимые музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода малышей в детский сад, для пробуждения после дневного сна).
Разрабатываются здоровьесберегающих технологий на основе концепции «валеологически обоснованного образования», согласно которой следует проводить воспитательную и оздоровительную работу в детском саду, а также на основе комплексной программы «Подари здоровье детям».
Составляющие элементы физкультурно-оздоровительные технологии :
- развитие физических качеств, двигательной активности;
- становление физической культуры дошкольников;
- дыхательная гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
Особое внимание в системе физического воспитания следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей.
Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Для этого необходимы:
- чёткая организация теплового и воздушного режима помещения («температурная» гигиена);
- рациональная, неперегревающаяся одежда для детей;
- соблюдение режима прогулок во все времена года (4-5 ч в день при температуре воздуха до 15-20 гр.);
- сон при открытых фрамугах;
- гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипячёной водой с добавлением лекарственных трав и др.);
- хождение босиком в группе (при температуре пола 18 гр.) и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
Кроме того, необходимы и специальные меры закаливания:
- воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой по гальке;
- контрастные воздушные ванны (циклические беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима- из «холодной» комнаты в «тёплую» и обратно) в комплексе с дыхательной гимнастикой и методами рефлексотерапии;
- контрастное обливание ног (36-26-36 гр.) в комплексе с профилактическим массажем стоп.
Рекомендации по проведению закаливающих процедур должен давать врач, отмечая их в «Журнале здоровья» в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием детей.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы :
- осуществлять закаливание при условии, что ребёнок здоров;
- не проводить закаливающих процедур при наличии у ребёнка страха, плача, беспокойства;
- осуществлять закаливание постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени закаливания; систематичность и постоянство; обеспечивать комплексное использование всех природных факторов, тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.
В связи с этим можно использовать следующую памятку
для воспитателей:
- обеспечивать в период подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключать шумные игры за 30 мин до сна;
- первыми за обеденный стол сажать детей с ослабленным здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель;
- проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры воздуха на 3-5 гр. ;
- для быстрого засыпания детей использовать элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки.
Обеспечить воспитание здорового ребёнка можно при условии взаимодействия медицинских работников и педагогов, чётко организованно медико-педагогического контроля, в который входят:
- медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы; - медико-педагогическое наблюдение за методикой физического воспитания и закаливания детского организма, физиологической реакцией ребёнка, соответствием нагрузки его возрастным и индивидуальным возможностям.
Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную схему о состоянии здоровья всей группы и каждого ребёнка в отдельности, чтобы воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка. Для валеологического просвещения родителей используются следующие средства и методы: папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.
Таким образом, можно выделить направленность физического развития и воспитания, которые предполагают следующие средства: игры, закаливание, массаж, упражнения способствующие: формированию осанки; профилактике плоскостопия; развития органов дыхания; развитию опорно-двигательного аппарата.
Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом, которой являются новые знания, которые дошкольники могут сразу использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.