Татьяна Никулина
Современные пути оздоровления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные пути оздоровления детей дошкольного возраста на педагогической практике
(Студентка 3 курса специальности 050144 Дошкольное образование Никулина Татьяна, Красноярский край, г. Ачинск, педагогический колледж)
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Публикация «Современные пути оздоровления детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Здоровье – это одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть, не мучаться головными болями или бесконечными насморками.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, потому что любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу воспитания и развития, в первую очередь, здоровых дошкольников.
XXI-й век можно охарактеризовать резким ухудшением здоровья дошкольников. На 8 % снизилось количество здоровых детей, почти на 7 % участились случаи нарушения физического и психического развития дошкольников. По данным НИИ педиатрии, 20% детей старшего дошкольного возраста не готовы к обучению в школе, а 30 – 35% дошкольников имеют хронические заболевания. Убедительные данные в этом направлении приведены в материалах Всероссийского совещания врачей и педагогов 2010 года.
Мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. На занятиях в педагогическом колледже хорошо усвоили, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Для эффективного решения оздоровительных задач физического воспитания детей предпочтение в первую очередь следует отдавать тем методам, которые оказывают общеукрепляющее действие на организм ребенка, способствуют закаливанию, повышают выносливость, содействуют оптимизации двигательной активности.
Исключительно важную роль в повышении оздоровительной и педагогической эффективности физической культуры выполняют физкультурные занятия (или другие виды деятельности) с детьми, а это наиболее трудный момент на производственной практике. Конечно, работники детского сада понимают, что у нас это только первый опыт. Тем не менее, в дошкольных учреждениях от студентов по традиции ждут новых, творчески интересных занятий. Поэтому мы добросовестно готовились к проведению мероприятий. Интересно прошло занятие по ознакомлению детей со строением, функциями некоторых органов их организма. При помощи бесед, чтения литературных произведений постарались расширить и углубить знания детей о болезнях, причинах их возникновения, о том, как их предотвратить.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. А движение, наряду с режимом и закаливанием составляют триаду здоровья. Существует уже 2000лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии. Особое внимание мы на практике уделяли кинезиологической гимнастике в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Комплексы такой гимнастики включают упражнения для развития межполушарного взаимодействия, творческого (наглядно – образного) мышления (правое полушарие, абстрактно – логического мышления (левое полушарие, для профилактики нарушения зрения, и активизации работы мышц глаз, упражнения на дыхание. Серьезный подход к проведению кинезиологической гимнастики был вознагражден не только активностью детей, желанием с удовольствием заниматься этими упражнениями, но и добрыми словами опытных педагогов, появлением чувства уверенности в своих силах.
Другим не простым моментом практики является взаимодействие с родителями. С целью синхронизации оздоровительного режима в семье и дошкольном учреждении нами проводились беседы и консультации с родителями по темам: «Вредные привычки у родителей и влияние их на здоровье детей», «Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении», «Профилактика ОРЗ в домашних условиях». Родителям были предложены комплексы упражнений для детей, часто болеющих ОРЗ. По мнению опытных воспитателей, общение с родителями – одно из самых трудных направлений в работе педагога. Однако, проведение коллективного и индивидуального общения с родителями позволили иначе увидеть профессию педагога. Преодоление своей неуверенности помогло приобрести новые профессиональные качества. Внимание же родителей - вопросы, слова благодарности (в процессе проведения бесед и консультаций) – становились нам наградой.
Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, применяли дыхательную гимнастику. Приемы правильного дыхания многократно терпеливо показывали, повторно напоминали.
На занятиях по методике физического воспитания и развития детей в педагогическом колледже изучали, что в младшей группе для развития дыхания используются дыхательные и звуковые дорожки. Это – имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, пылесоса, надувание шариков. Игровое упражнение «Змейка» : «змейка вползает в нос и выползает через рот» - быстро и медленно. Большое внимание уделяется очистительному дыханию – вдох носом, прерывистый, словно спуск по ступенькам. Вдох через левую ноздрю, затем выдох через правую и наоборот. Произнесение гласных звуков с дыханием без напряжения голосовых связок. «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур.
В средней группе идет знакомство с грудным и брюшным дыханием. Обучая грудному дыханию, дети держат ладони на груди, «понюхать как пахнут цветочки», - сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» (выдох). А упражнение «Покачай лошадку» помогает обучить детей брюшному дыханию. Лежа на спине, дети должны положить руку на живот и покачать ее, надувая и опуская животик с помощью дыхания.
Детей старших и подготовительных групп знакомим с разными типами дыхания.
Проводя работу в этом направлении, отмечаем, что дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью.
Одна из самых важных задач физического воспитания и оздоровления – формирование правильной осанки. У многих детей в наше время есть отклонения в состоянии опорно – двигательного аппарата, которые характеризуются ассиметрией плеч, таза, мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием. И с этой целью проводили занятия «Знакомство с осанкой», «Ознакомление с различными отклонениями в осанке», «Знакомство детей со статическими позами и правила сохранения правильной осанки в них». На этих занятиях дети учатся правильно ходить, сидеть, стоять, проверять свою осанку. Ежедневно после дневного сна детям предлагали встать к стене спиной, касаясь ее пятками, ягодицами и затылком. Постоять в таком положении, «как солдат на посту», в течение 10 – 15 секунд. Таким образом, идет проверка правильной осанки.
Немаловажным фактором в оздоровлении дошкольников является закаливание. Продолжали начатую воспитателями работу в данном направлении. При этом практически усваивали методику закаливания.
Все эти воспитательно – оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно – гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, т. е учат вести здоровый образ жизни.
Отмечаем, что в процессе практики постепенно происходила материализация лекций, конспектов, выученных понятий по методике физического воспитания и развития детей и все это превращалось в опыт. Руководители и педагоги базовых детских садов (№ 31, 35, 44, 37) г. Ачинска делятся впечатлениями о том, что прохождение практики приносит пользу не только детям, но и всем педагогам дошкольного учреждения.
Таким образом, в целях оздоровительно-развивающей работы с детьми, студентам необходимо проводить систематическую, разностороннюю работу, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, по оздоровлению, в тесном сотрудничестве с родителями.
Литература:
1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях : проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал, - 1998 – 1, с. 5-8
2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание № 1 -2004
3. Лазарева Л. Коррекционно — педагогические проблемы дошкольного образования // Дошкольное воспитание №3- 2006
4. Левчук Л. В. Оздоровительно — развивающая работа с дошкольниками// Управление ДОУ №1 - 2006
4. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ №1 -2004
5. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы зарядок// издательство Учитель - 2009
6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников – М. 2002
7. Фомина Н. А. Формирование основ здорового образа жизни// Управление ДОУ №1 2004