Нина Александренко
Конспект занятия по познавательному развитию «Волшебница Зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
по познавательному развитию
на тему «Волшебница Зима»
Воспитатель: Александренко Н. С.
2023г.
Конспект занятия
Образовательная программа МДОУ «Детский сад№5»
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Волшебница Зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Возрастная группа : старшая группа.
Тема НОД: «Волшебница Зима»
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающем миром) с элементами познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, обогащать знания детей по теме «Зима».
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Продолжать формировать представления детей о снеге, его свойствах и качествах.
2. Продолжать учит грамотно формулировать свой ответ.
Развивающие задачи :
1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
2. Развивать мышление, творческое воображение, наблюдательность, речь, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов, обогащать и активизировать словарь детей.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
2. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к зимним явлениям неживой природы, эстетические чувства.
3. Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.
Формы организации занятия : совместная деятельность.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, экспериментирование, наблюдение.
Предварительная работа:
- Наблюдение за сезонными изменениями в природе зимой.
- Беседа о признаках зимы.
- Заучивание стихов на зимнюю тематику.
- Рассматривание иллюстраций по теме «Зима»
-Загадывание загадок
Материалы: Робот из «Йохокуба», оформление зимней лаборатории. Для лаборатории: тарелки и ложки по количеству детей, салфетки, соль крупная, крахмал картофельный, глицерин. Магнитофон.
Ход занятия
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Дети с педагогом заходят в группу становятся в полукруг
Встанем рядом, полукругом
Скажем : «Здравствуйте, друзья!»
Нам здороваться не лень
Всем- Привет и Добрый день
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
А сейчас давайте улыбнитесь друг другу и продолжим.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, какая интересная коробка! Хотите узнать что там. ?
Воспитатель: открывает коробку, достает робота. Смотрите, кто это?
Робот: Здравствуйте ребята с планеты Земля. Я- Йоша с планеты Йохо. Моя планета волшебная и очень маленькая. Старейшие обитатели с планеты Йохо рассказали мне, что у вас есть такое время года,которое называется зима, и в это время идет какой-то снег. Мне интересно знать что такое зима? И почему ее иногда называют-волшебной?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем помочь Йоше? Вы много знаете о зиме? Вот и проверим, заодно.
А ты, Йоша, оставайся здесь. Слушай и запоминай. Повторяют слова и движения за воспитателем
-Ответы детей
-хотим.
Ответы детей.
II. Основная часть
Воспитатель: Начнем с помощью загадок. Отгадайте ребята, загадку, слушайте внимательно:
Птица тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром.
Воспитатель: Как вы думаете о какой царице идет речь в этой загадке?
Воспитатель: На какой тройке прилетела зима?
Воспитатель: Назовите зимние месяцы?
ЙОША: Как мне это запомнить?
Воспитатель: чтобы Йоша лучше запомнил, ему нужно дать подсказку. Здесь на подносе находятся картинки-подсказки. Какую вы бы предложили Йоше о зимних месяцах.
Йоша: спасибо.
Воспитатель: Молодцы! А вот и следующие загадки.
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь-ручеек.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Я зимой смотрю в оконце:
Там мороз и светит солнце.
Небосвод высокий, синий,
На деревьях белый…
А теперь поиграем : У меня есть снежок, передавая снежок, будем отвечать на вопросы:
-Ком снега
-Птица со словом снег.
-Девочка из снега.
-Цветок со словом снег.
-Когда падает снег, явление.
-По снегу катит?
- Бабушка из снега
- Мальчик из снега
-Снежная звездочка
- Один снежок, а много?
- Одна снежинка, а много?
- Один снегирь, а много?
Воспитатель : Что такое снег?
Снег — это много, много снежинок. Снег можно увидеть только там, где бывают сильные морозы. Он покрывает землю белым блестящим ковром.
А снежинка – это тоненькая льдинка, в ней много воздуха, поэтому она очень легкая и медленно падает.
Йоша: понял. Но нужна запоминалка.
Воспитатель : Как вы считаете, какую картинку ему предложить?
Слышен звук хруста.
Воспитатель: слышите? Что это за звук?
Воспитатель: Когда мы идем в морозный день по снегу, он хрустит. Оказывается, тонкие твердые снежинки трутся друг об друга или ломаются под тяжестью наших ног, а ломается их очень много, поэтому звук становится громким.
Предлагаю проверить это опытным путем. Приглашаю вас в нашу лабораторию. Надевайте фартуки и присаживайтесь. Перед вами на столах находятся тарелки с солью.
Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Йоша: понял. А подсказка?
Воспитатель: ребята выберите подходящую подсказку.
Воспитатель: предлагаю попробовать изготовить искусственный снег, чтобы Йоша смог его отвезти на свою планету и познакомить своих друзей.
Воспитатель: А у нас получится?
Воспитатель: Для этого нам понадобится немного картофельного крахмала, и глицерина. Все тщательно перемешать.
Воспитатель: Какой же снег у нас получился?
Воспитатель: Какие мы молодцы! У нас все получилось!
Протрите руки салфетками и давайте подойдем к нашему новому другу.
Посмотрите, какую информацию на планету Йохо мы передаем? Краткое обобщение)
Что забыли рассказать о волшебнице зиме? В какие игры и забавы можно играть зимой?
Воспитатель: Выберите подсказку с зимними забавами. Ну что, Йоша? Много ты узнал?
Йоша: Все очень интересно. По вашим подсказкам я смогу все подробно рассказать своим друзьям.
-Зима
-Зимние месяцы
-Декабрь, январь, февраль
Дети выбирают картинку и прилепляют к роботу
-снег
-снежинка
-иней
-Снежок
-Снегирь
- Снегурочка
-Подснежник
- Снегопад
-Снегокат
- Снежная баба
- Снеговик
- Снежинка
- Снежков
- Снежинок
- Снегирей
Ответы детей
Дети выбирают и лепят картинку Йоше. (снег, снежинка)
- снег хрустит.
Дети выбирают картинку, обозначающую хруст снега. (ноги со звуком)
- да, давайте сделаем.
- конечно, можно попробовать.
- холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий, и т. д.
(Все детки пробуют слепить снежок.)
- Ответы детей
- в снежки, катание на санках, коньках, лыжах, и т. п.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, я хочу чтобы вы выразили свое отношение к нашему сотрудничеству с помощью снежинок смайликов. Прикрепите их к этому мольберту. Спасибо ребята, Мне тоже было приятно с вами общаться.
Воспитатель: Какие мы молодцы! У нас все получилось! Вам понравилось?
Дети: Очень понравилось.
Воспитатель: Всем большое спасибо, вы молодцы!
Ответы детей.