Юлия Крымова
Волонтерство: мотивационно-психологический аспект
▼ Скачать + Заказать документы
Волонтерство : мотивационно-психологический аспект
С ростом качества и продолжительности жизни в последние десятилетия стали развиваться различные волонтерские движения. У людей появилось больше свободного времени и финансовых возможностей помогать другим. Однако многие исследователи этого социального явления приходят к выводам, что зачатки добровольной помощи нуждающимся зародились вместе с появлением социума [3].
Публикация «Волонтерство: мотивационно-психологический аспект» размещена в разделах
Во всех доисторических обществах взаимопомощь и выручка были залогом выживания. Совместная охота, собирание, ведение быта и воспитание детей были самым обычным явлением. Под влиянием такого процесса как урбанизация, взаимопомощь и взаимовыручка стали терять свою актуальность. В некоторые периоды развития человеческого общества добровольческая деятельность и вовсе была смертельно опасной. Например, подпольные партизанские движения и отряды во время мировых и гражданских воин. Но если изначально мотивом для добровольной помощи был инстинкт самосохранения, то в современном мире основной причиной развития данного явления стали самореализация и эмпатия.
Исследователи мотивации (А. Маслоу, В. Франкл и др.) определяют мотивы в качестве побудителей деятельности человека, того или иного поведения [1; 6]. В их основе лежат потребности, по характеру которых можно различать виды мотивации. Среди потребностей: физиологические (биологические, потребности в безопасности, личностной принадлежности, признании, самовыражении. В более общем плане можно определить потребности: биологические, личностные, духовные. С точки зрения гуманистических концепций развития личности, выделяются направленности личности, а в соответствии с ними – типы мотивов :
• инфантильно-гедонистические;
• эгоистически утилитарные;
• псевдоальтруистические;
• альтруистические.
Мотивация может быть как внешней (деньги, карьера, получение прибыли и пр., так и внутренней (мечты, стремления, личностный рост и пр.). Внутренняя мотивация — это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей иначе, лучше. Внутренняя мотивация – это энергетическое «топливо», которое поддерживает человека, не позволяет ему сдаться, когда приходится преодолевать трудности, неудачи, барьеры. К внутренней мотивации относят :
• мечты и стремление к самореализации;
• стремление к творчеству;
• самоутверждение, востребованность;
• убежденность;
• любопытство, стремление постичь новое, необычное;
• личностный рост как желание меняться к лучшему;
• потребность общения.
В соответствии с современными представлениями о мотивации психологи выделяют несколько направленностей волонтерского движения у разных социальных и возрастных групп [8]. Так, для молодежи мотивом является реализация потребности в общении и расширении коммуникативных связей. Такие группы волонтеров чаще выбирают участие в массовых городских, областных и международных мероприятиях.
Для людей среднего возраста – важным фактором, побуждающим к волонтерству, является самореализация. Они не только используют свои профессиональные знания, но и получают возможность расширить их. А пожилых людей побуждает к деятельности желание проявлять заботу, сострадание и милосердие. Это обусловлено потребностью делиться своим жизненным опытом, мудростью с окружающими.
В последнее время все большее количество добровольческих движений имеют четкую профессиональную направленность [3]. Данная категория людей, чаще всего студенческой молодежи, выбирает то направление волонтерства, которое непосредственно связанно с их будущей профессией. Таким образом, будущие специалисты имеют возможность не только принести пользу обществу, но и узнать свою профессию изнутри. Например, студенты-медики работают в хосписах и домах престарелых сиделками, в бригадах выездных пунктов скорой медицинской помощи для бездомных. А студенты педагогических вузов организуют волонтерские движения, работающие с беспризорниками, детьми из неблагополучных семей, с ребятами в онкологических центрах и т. д.
Более общими, глобальными можно отметить такие мотивы как неравнодушное отношение к происходящему в мире, стремление сделать мир лучше и справедливее, потребность чувствовать себя членом группы, желание реализовать себя и свои инициативы и т. п. Психологи приходят к выводам, что чем образованнее человек и его окружение, тем охотнее он вступает в ряды волонтеров. Если анализировать явление волонтерства с точки зрения личностного развития, то мы можем определить три основных этапа выбора добровольческой деятельности. Первый этап – определение мотива, за которым последует человек, второй – это выбор конкретной деятельности. И планирование результатов – как третий, завершающий этап. Отметим, что все это характерно для прагматической группы мотивов [7].
Однако в истории развития человечества есть множество примеров формирования волонтерских движений на базе эмоций. Это более кратковременные и менее организованные образования, где подвиг каждого спасает жизни тысяч человек. Мы говорим о добровольческих отрядах времен гражданских и мировых воин. Интересен тот факт, что во многих словарях стран мира, слово «волонтер» трактуется как добровольно поступивший на военную службу. Это справедливо и для Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [2]. Мы считаем, это очень показательно. И в мирное время, и в переломные моменты существования человечества каждый волонтер сражается за сохранение мира, человечества, за самосохранение.
Именно эмоции оказываются в основе волонтерской деятельности в таких возрастных группах как школьники и дошкольники. Если взрослым – родителям, педагогам – удается пробудить у детей эмоции сочувствия, сострадания, радости от общения и совместной благородной деятельности с близкими людьми, дети охотно включаются. Стихийное зарождение волонтерских движений в среде детей, особенно дошкольников, маловероятно, поэтому так велика роль взрослого.
Следовательно, нам – педагогам – необходимо искать специальные средства, методы и формы волонтерской деятельности, в которые мы могли бы вовлекать подрастающее поколение. И тут на выручку нам приходит опыт наших предков. Они обучали детей через личный пример и совместную деятельность. И главным союзником для педагога также является семья. Именно работа с семьей, дает возможность привлекать к волонтерской деятельности дошкольников в детском саду школьников в разнообразной внешкольной деятельности. Чем эффективнее, масштабнее современные образовательные учреждения смогут вовлекать семьи своих воспитанников в волонтерскую деятельность, тем более отзывчивыми, добрыми, заботливыми и неравнодушными будут расти наши дети.
Литература
1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999.
2. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. С. 94.
3. Основы социальной работы / Под. ред. П. Д. Павленок. М. : ИНФРА-М, 1999. С. 27-30.
4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров /О. Д. Соколова // Вологда : Изд. центр ВИРО, 2006.
5. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. д. п. н. проф. Н. Ф. Басова. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991.
7. Циткилов П. Я. Информационно-методические материалы по организации работы с волонтерами // Социальная работа. – 2007. – № 5. – С. 58-60.
8. Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2006.