Юлия Арюткина
Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир
Природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Поэтому на современном этапе развития образования, духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Мы широко применяем слово «духовность» в своих выражениях, но иногда, в силу незнания значения этого слова, люди относят «духовность» лишь к одной человеческой деятельности – религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение, а понятие духовности более широкое, оно включает в себя исполнение высокодуховных истин : умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и многое другое - это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
С развитием новых технологий, в круговороте жизненной суеты обесцениваются лучшие человеческие качества. Чем жёстче наша жизнь, чем выше её темп, тем меньше в ней остаётся места добру, любви, пониманию и справедливости, всё чаще встречаются проявление жестокости, эгоизма, малодушия.
Процесс воспитания продолжается всю жизнь, воспитывая всесторонне развитую, экологически культурную личность невозможно обходить стороной направление воспитания общей культуры, духовно-нравственные аспекты. Результат воспитания – воспитанная личность, и то, каким станет ребёнок, в не меньшей мере зависит от того, как мы его воспитаем, какие ценности заложим, какие качества мы сможем развить в нём.
Поэтому все свои усилия в нашем дошкольном образовательном учреждении направляю на воспитание в детях доброты и милосердия, доброго отношения не только к самому себе, но и к людям, доброго бережного отношения к природе, к своей малой Родине, к своей стране, ко всему живому. Все это, как раз и предполагает духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании. Всё это способствует развитию таких качеств в человеке, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям, любовь и бережное отношение ко всему живому.
Для дошкольников, в детском саду была разработана система познавательных мероприятий о Красной книге Цильнинского района. Ребятам были предложены видеоролики и красочные презентации о животных и растениях занесенных в Красную книгу. Выводы о сохранении природы родного края, после полученной информации дети делали сами. Поступали предложения о проведении экологических акциях в защиту растительного и животного мира. С дошкольниками в детском саду были организованы акции: «Елочка – зеленая иголочка», «Каждой пичужке – кормушка», «Осторожно, первоцвет!», «Скворечник», «Детский сад – цветущий оазис». Активно участвовали родители воспитанников в таких акциях, как: «Чистая двор – здоровая земля!», «Во дворах растут цветы небывалой красоты», «Посади дерево с семьей», В ходе их проведения дошкольники получали природоведческие знания не только от воспитателей. но и родителей, у них формировались навыки экологической культуры.
С детьми регулярно проводятся мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, одной из лучших тем является «Домашние питомцы», направленное на пробуждение в детях общечеловеческих и нравственных ценностей. В нём затронуты все аспекты духовно-нравственного, патриотического и экологического воспитания личности.
Каждое мероприятие в детском саду нацелено на то, чтобы изменить вековую потребительскую традицию отношения к природе, чтобы ребята поняли и приняли совершенно иное сочувственное и уважительное, доброе, бережное отношение. В понимании того, что природа не просто источник всей нашей жизни – духовной, материальной и физической, а наша жизнь «Нам не прожить на свете без природы…». Мы должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась.
Сухомлинский В. А. разработал методы воспитания через природу, и они с большим и неизменным успехом применялись в его школе. Его опыт воспитания детей через союз с природой уникален. Любая система имеет структуру, созданную основными ее элементами. Такими структурными элементами педагогической системы Сухомлинского были: природа (непременное и постоянное взаимодействие с ней, сопереживание (не только человеку, но и всему живому, творческая мысль (именно самостоятельная, творческая мысль) и созидательный труд (не только полезный труд, но и созидающий в самостоятельных усилиях познания и творчества).
Вот уже на протяжении многих лет в нашем детском саду воспитатели стараются придерживаться этой системы воспитания детей, она ни разу не подвела, потому что в ней заложены все самые важные аспекты воспитания личности ребёнка, конечно очень многое зависит от того какие мы выбираем методы и приёмы.
К. А. Тимирязев писал «Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения». Прививать детям любовь к природе, гуманизм, желание охранять и улучшать родную природу – значит воспитывать любовь к Родине, патриотизм. Для того, чтобы развивать творческий потенциал каждого ребёнка, чтобы развивать творческую мысль, в образовательных мероприятиях используем приёмы декоративно-прикладного и художественного творчества, Детьми создаются альбомы с рисунками: «Птицы на наших кормушках», «Наши любимые питомцы», «Все о лесе и его обитателях», «Переделка – маленькое чудо»- выставка поделок из бросового материала, организуются фотовернисажи «Природа моего края», выставки рисунков «Красота божьего мира».
Педагоги внедряют методы исследовательской и проектной деятельности. Интересно представлены в образовательной деятельности детско исследовательские проекты «Витамины на окне», «Цветы –наши друзья», «Пчела – труженица», «Зимующие птицы» и др. Занятия с новым материалом педагоги выстраивают по принципу моделирования проблемных ситуаций, решению экологических задач, постановке проблемных вопросов, создание игровых моделей с использованием ИКТ. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Любое мероприятие в нашем детском саду всегда интересно, познавательно, отличается многообразием форм, приёмов и используемых методов. Новое интересное – всегда привлекательно, ритмичное чередование разнообразных видов деятельности способствует развитию познавательной активности у детей. Педагоги всегда находятся в поиске новых интересных методик и экспериментов.
Не редко используются нетрадиционные формы обучения: соревнования, экскурсии по экологической тропе детского сада, путешествия, спектакли, игры-путешествия, викторины, туристические походы, коллективное творчество и пр. Проводимые воспитателями викторины, занимательные игры и задачи, задания для выполнения на экологической тропе - это оригинальная модель воспитания природой, способствующая духовно-нравственному развитию детей.
Каждый день дети учат нас доброте, красоте и радости, каждый день они преподносят сюрпризы, удивляя и восхищая, конечно бывают и огорчения, но мы учимся: они – у нас, а мы – у них. Попросите нарисовать ребёнка «радость», и он нарисует, а взрослый – не сможет. В нашем детском саду воспитатели стараются научить «рисовать» : и «радость», и «доброту», и «счастье», учат ценить всё ценное и «видеть» сердцем.
Таким образом духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании учит детей жить в гармонии с самим собой, с окружающим миром, с обществом, любить жизнь, своих родных и близких, беззаветно любить свою Родину и родную природу, быть добрым (духовно развитым) культурным, экологически грамотным, ответственным все это поможет найти им своё место в жизни, используя полученные знания и умения на благо нашей Родины.
Список использованной литературы.
1. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвещение, 2000. – 322 с.
2. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. – 2005. - №2. – С. 67-68.
3. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой / А. П. Букин. – М. : Просвещение, 2005. – 226 с.
4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: 5. Детство-Пресс, 2007. 6. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Корнилова. В. М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
8. Масленникова. О. М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
9. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
10. Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М. : Академия, 2009г.
11. Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 — 7лет», с. 62 — 63.
12. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 2000. - 258с.