Болгова Татьяна
Волонтерство учителя-логопеда как профессиональная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Моя волонтерская деятельность можно так сказать, началась ещё в детстве. Родители, часто брали меня с собой, посещая местный дом престарелых. Ну и вообще, родилась я старшей в многодетной семье и мне нравилось помогать родителям,а точнее присматривать за младшими.
По мере взросления,на протяжении всех лет моей жизни, так или иначе приобщалась и участвовала в различных благотворительных программах.
Это были выездные мобильные клиники, кормления лиц без определенного места жительства. посещения одиноких людей, детских домов, донорство и т. п.
Публикация «Волонтерство учителя-логопеда как профессиональная деятельность» размещена в разделах
Вот уже третий год подряд, я являюсь волонтером в детском социальном приюте.
Это заведение оказывает помощь детям оставшимся без попечения родителей, беспризорным детям и детям из малообеспеченных семей. Оказавшись в приюте, им нужна всесторонняя помощь, а приют существует только за счет пожертвований организаций и людей. На момент моего прихода, там давно не было логопеда и детки действительно нуждались в помощи. Так как моя профессия учитель-логопед, то я и взялась за это дело. В приюте находятся дети от двух до восемнадцати лет, с разным уровнем логопедической запущенности. Всех конечно не успеваю охватить, поэтому беру самых “критичных” ребят.
При их обследовании, часто обнаруживалось отсутствие анамнеза и тогда опираясь на условный образец процесса овладения речью в норме, оценивалось состояние детей. Диагностика показывала имеющиеся у детей проблемы: общее недоразвитие речи разного уровня, стертую дизартрию. При нормальном звукопроизношении, было выявлено специфическое недоразвитие лексики, грамматического строя речи, семантики, фонематических процессов и т. п.
Все занятия с детьми, провожу используя индивидуальный подход и не смотря на большое количество нуждающихся- с каждым, по отдельности. Тут важно заметить в ребенке слабые и сильные стороны личности и используя выдержку, даря любовь и внимание, помогать им совершенствоваться.
В этом учреждении, логопедического кабинета не имелось, но есть отдельно оборудованный уголок. Там находится все необходимое оборудование: зеркала, дидактические и методические материалы и многое другое. Так как основным контингентом являются дошкольники, то часто использую игровую форму деятельности. Игрушек здесь достаточно много, есть и настольные игры. Имеется даже кукольный театр.
Как обычно у нас с детьми происходит работа?
Сначала, на занятии мы знакомимся и проводим это в форме игры или беседы, стремясь вызвать у ребенка положительные эмоции и заинтересованность. Затем перехожу непосредственно к коррекционной работе, используя комплексный подход. В первую очередь, на занятиях уделяется внимание накоплению, расширению и уточнению словаря, воспитанию связной, грамматически правильной речи. Несколько позже, проводится работа по уточнению артикуляции имеющихся звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Специальное время отводится на развитие фонематических процессов, являющихся основой подготовки детей к обучению в школе. Идет развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, оптико-пространственных представлений, общей и мелкой моторики. Используется артикуляционная, дыхательная гимнастика и другие приемы логопедического воздействия. А в конце занятия обязательно дается домашнее задание и рекомендации по их выполнению.
У детей, речевые расстройства носят стойкий характер и даже в процессе системной работы преодолеваются достаточно сложно. В познавательной деятельности им была свойственна слабая мотивация, низкая работоспособность, неустойчивое внимание, движения скованы, замедленны и это создавало некоторые трудности в достижении результатов. Но тесное сотрудничество (с воспитателями, психологом, музыкальным педагогом, учителями и другими людьми заинтересованными в успехе детей) дает значительный положительный результат. Помощь в детском приюте -это хороший опыт в моей профессиональной практической деятельности.
Чтобы быть волонтером считаю, нужно только желание. А когда оно есть,то и находятся варианты как и где помочь. И если нет времени участвовать в благотворительных проектах, можно помочь материально или просто рассказать неравнодушным об их существовании.