Александра Устинова
Волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Тот, кто ничего не делает для других –ничего не делает для себя»
Гете
Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Публикация «Волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Человек - существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребенка к школе, в частности.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании такой формы работы, при которой бы дети учились общаться и взаимодействовать между собой.
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтер (фр. volontaire - доброволец) - любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтерства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтерская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (7 июля 1995 г.).
В дошкольном образовании волонтерство - это одна из новых, но уже показавшая на практике свою жизнеспособность и плодотворность активная форма общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.
Реализация волонтерской деятельности в доу помогает педагогам создать условия для достижения детьми целевых ориентиров стандарта дошкольного образования : инициативы, самостоятельности, ответственности, любознательности, умения взаимодействовать, общаться, выбирать вид деятельности, партнера, разрешать конфликты, принимать решение, работать в команде. Преимущества волонтерского движения в том, что оно не требует какой либо специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное - огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Волонтерство в детском саду решает следующие задачи:
• формирует у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
• развивает коммуникативно-речевые умения и навыки обеих сторон;
• помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;
• обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей;
• совместная деятельность идет в процессе познания, когда обмен знаниями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание все больше педагогов, родителей. Своим примером волонтеры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Несмотря на то, что волонтерская деятельность удивительно простая в использовании, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как педагоги не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п. 2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, возникла необходимость пересмотреть подход к организации условий развития ребенка - дошкольника.