Ольга Корнишева
Вводное занятие кружка по познавательному развитию «Свет и тень» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вводное занятие кружка по познавательному развитию (младшая группа)
Оборудование:
- картинки (освещённый солнцем луг, солнышко, цветы (3 – 4 штуки);
- теневое лото «животные»;
- фонарик, белый экран (или стена, мелкие игрушки;
- счётные палочки (по 5 штук на каждого ребёнка и 5 штук воспитателю, круг из картона диаметром 15 см жёлтого или красного цвета;
- кукла
Цель: ознакомление детей с понятиями «свет» и «тень», причиной появления тени
Задачи:
- упражнять в словообразовании (существительные - названия детёнышей животных, форма родительного падежа существительных, обозначающих детёнышей животных);
Публикация «Вводное занятие кружка по познавательному развитию „Свет и тень“ (младшая группа)» размещена в разделах
- способствовать развитию умения соотносить силуэтное изображение и цветное;
- ввести слова «утро», «день», «вечер», «ночь», способствовать пониманию их лексического значения.
I. Оргмомент.
Дети проходят, садятся на стульчики, поставленные полукругом, воспитатель напротив них.
В: Что-то у вас, ребята, глазки грустные, ротики не улыбаются. Я знаю, что случилось. Сегодня пасмурная погода, солнышка нет, поэтому и грустно. Ну ничего, сейчас мы это исправим (прикрепляет картинку с изображением солнышка к магнитной доске). Расскажу вам про солнышко.
Дети выполняют движения по тексту
Живёт на небе солнышко лучистое (руки в вверх, пальчики разводятся в стороны). Просыпается оно утром, потирает глазки (по тексту, поднимается (встают возле стульчиков, потягивается (по тексту) и говорит своим лучикам: «Идите, мои лучики, на Землю, несите тепло и свет траве и деревьям, животным и людям (ходьба на месте)
(Воспитатель прикрепляет картинку «Освещённый солнцем луг» на магнитную доску)
Подставьте, ребята, свои щёчки солнышку (дети закрывают глаза, приподнимают подбородок). Подставьте солнышку ладошки (поднимают руки, поворачивая ладошки кверху). Добежали лучики до щёчек ребят, приласкали их, погладили (ладошками гладят щёчки). Добежали до ладошек, погрели ладошки (трут ладошкой об ладошку) Приятно щёчкам, приятно ладошкам. Улыбаются ребята.
II. Беседа "Что такое тень"
Давайте подойдём к окну. (Рассматривают вид из окна). Сейчас осень, лучики плохо греют, а летом целый день лучики стараются: светят да греют. Как на этой картинке. А иногда так стараются, что жарко становится. Трава вянет - дождика просит, звери в тень прячутся, да и ребятам в тенёк хочется.
Кукла: А что такое «тенёк»?
В: Кто это? (Все поворачиваются, подходят к полке, где сидит кукла)
Кукла: Это я, Марина. Я про солнышко слушала, мне понравилось. Только не знаю, что такое «тенёк» и зачем туда прятаться.
В: А вы, ребята, знаете, что такое «тенёк», «тень»?
Дети: Да, это за мной ходит…. Я тоже видела….
Воспитатель: А хотите узнать, почему бывает тень?
Я вам сейчас расскажу. (Подходят к ковру, садятся на колени вокруг картонного кружка). Лучики у солнышка могут только прямо идти (выкладывает лучики – счётные палочки вокруг солнышка – кружка жёлтого цвета, дети помогают, выкладывая каждый свой лучик, а если им попадётся на пути что-то, то дальше они уже идти и не могут (выкладывает картинки с изображениями цветов рядом с лучиками, останавливаются. То место, куда лучик не смог попасть, и называют тень, а ласково тенёк.
Кукла: Хочу посмотреть!
В: А вы, ребята, хотите тень посмотреть? Посмотрим, у кого какая тень?
III. Проведение опыта с фонариком и мелкими игрушками «Образование тени».
Под луч фонарика поочерёдно подставляются мелкие игрушки, на стене появляется тень от них.
Воспитатель: А вы можете догадаться по тени, чья она?
Дети: Да.
Воспитатель: Попробуем? (Дети встают так, чтобы фонарик и подставляемые под его луч игрушки были за их спиной.) Только не подглядывайте! (Используются 2 – 3 игрушки, которые ранее использовались и 2 – 3 новые).
(Фонарик гаснет)
Дети: Ещё!
Воспитатель: Батарейка села!
Кукла: Я ещё хочу поиграть с тенью.
Воспитатель: Что же делать? Никак не включается! Я совсем забыла, у меня же игра есть! Поиграем?
IV. Закрепление материала. Игра "Теневое лото"
Воспитатель: (раздаёт детям картинки с животными). Проснулись малыши утром, рады солнышку. Кто проснулся? (Дети перечисляют детёнышей животных на картинках: «У меня слонёнок, у меня щенок, у меня котёнок… - упражнение в образовании существительных, обозначающих детёнышей животных). Подставляют мордочки солнышку, лапки греют. Развеселились совсем: играют, бегают (дети бегают с картинками животных). Оглянулись (останавливаются, а за ними что-то тёмное бегает по земле, ни на шаг не отстаёт. Что это? Испугались зверюшки, да домой скорее (садятся на стульчики): «Мама, мама, что это? Тёмное, страшное, не отстаёт от меня!» Мама рассмеялась и говорит: «Это тень, она у всех есть, когда солнышко светит».
(На столе, к которому можно подойти со всех сторон, разложены силуэтные изображения, парные тем, что у детей)
В: Покажите свою тень, зверюшки!
(Дети подходят к столу, находят «тень»)
Воспитатель: Чью тень ты нашёл?
Дети: Я нашёл (нашла) тень… слонёнка, котёнка, щенка, зайчонка (зайчика… (упражнение в образовании формы родительного падежа)
Игра повторяется 2-3 раза.
V. Итог.
В: Солнышко устало, светило целый день. Вечер наступил. Пора солнышку спать ложиться. Перестало оно лучики на Землю посылать, село, уснуло до утра. Да и на Земле все уснули, потому что темно. Ночь. И с тенью не поиграешь.
До свидания, Солнышко. Приходи утром. Мы тебе рады.
В: Да и нам уходить пора.
Кукла: А как же я? Мне скучно. Я ещё играть хочу.
В: А мы ещё придём к тебе в гости! Правда, ребята? И ещё поиграем!
Кукла: А мою тень Вы мне покажете?
В: А ты расскажешь, почему тень бывает?
Кукла: Я забыла… Ребята, а вы знаете?
Дети: …
В: Посажу тебя на подоконник, Марина. Как только солнышко появится, ты сразу и увидишь свою тень. А нам пора. До свидания!
(Дети прощаются с куклой)