Елена Золотухина
Конспект интегрированного занятия «Свет и тень: неизведанное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в старшей группе «Свет и тень: неизведанное рядом»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», Социально-коммуникативное развитие»
Цель: Формирование первичных представлений о значении света и тени.
Задачи:Продолжать формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
Закреплять представления детей о свойствах света и тени через экспериментальную деятельность.
Формировать представления детей о теневом театре. («Худ. -эст. р.»)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Обогащать словарь детей. («Р. р.»)
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования и творческой деятельности;
Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, воображение. ;
Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками; эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Воспитывать самостоятельность, активность. («Соц. - ком. р.»)
Методы и приемы:
- практические: игра, эксперимент, физминутка, звуковой анализ слова.
- наглядные: наблюдение, показ демонстративного материала, показ способа действия, демонстрация картин.
- словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя, ответы детей, речевая игра, худ. слово.
Материалы и оборудование:
Карточки с изображением природных и искусственных источников света,
проектор, фонарики, настольная лампа, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, экран теневого театра, фигурки теневого театра, схемы слов «свет», «тень», аудиозапись сказки К. Чуковского «Краденое солнце».
Логика образовательной деятельности
Игра в кругу «Скажи наоборот» (орг. момент)
Ребята! Сегодня вы узнаете много нового, интересного, необычного. Но сначала, я предлагаю вам послушать небольшой отрывок из знакомого произведения (Садимся на палас) (аудиозапись)
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
-Из какой сказки отрывок?
-Кто написал эту сказку?
-Что произошло в сказке?
-А что такое – солнце?
-Да, солнце – это звезда, самая большая, самая яркая в космосе. (Обращаю внимание на картинку с изображением Солнечной системы). Посмотрите, вокруг солнца расположены планеты. Как называется планета, на которой мы живём? Какие планеты вы знаете?
-Солнце излучает свет и тепло. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?
(Дети рассуждают) Вывод. Те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко, можно сгореть, а те, которые далеко от солнца, получают света и тепла совсем мало, там холодно, там не выживет человек, животные, растения.
-Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека, она третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света.
-Солнце – это естественный природный источник света на Земле.
Что ещё излучает естественный свет? (Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным.)
-Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Как вы думаете, что к ним может относиться?
(Свеча, фонарик, лампочка, спички, др.)
-Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».
Игра «Свет бывает разный»
(Детям предлагается набор картинок: луна, звезда, молния, фара машины, экран телевизора, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, огонь в камине, извергающийся вулкан, факел (разложить на 2 группы естественный и искусственные)
В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.
(2 ребёнка проверяют результат у детей разных команд)
-«Свет», какое ласковое, красивое слово. Подберите к этому слову родственные слова. (светлый, светлячок, Светлана, светить, светильник, светящийся, освещать, рассвет, светает, светло)
- Свет – длинное или короткое слово? Сколько слогов в нём? Назовите слова, состоящие из двух слогов, трёх….
-Давайте немного поиграем вместе с солнышком.
Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде - «раз»!
А над нами весело плывут облака,
Опускаем руки мы по команде - «два»,
Улыбнулось солнышко, в небо посмотри,
Обнимаем солнышко по команде – «Три».
Раскрываем руки – небо шире, шире!
Опускаем руки мы на счёт «-«Четыре»
Скоро вместе с вами мы пойдём гулять,
А сейчас: внимание, по команде - «пять
(Вдруг гаснет свет)
-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. У нас есть настоящие фонарики. Они выручат нас в этой ситуации. Но, прежде, чем вы их возьмёте, назовите правила обращения с ними. (Не уронить, может разбиться; не доставать батарейки, не будет светить, не светить в глаза друг другу;)
Ребята, включайте свои фонарики.
- Как светят фонарики в темноте? (ярко)
-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
-На что похож свет от фонариков? (на кружочки)
-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (круг света уменьшится)
-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (круг света становится больше)
-Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.
(Подхожу к столу)
-Ребята, посмотрите, здесь, какие-то предметы (подходят к столу, светят, рассматривают, называют: оргстекло, плёнка, картон, дощечка, ткань: шёлк, драп, пластмассовые тарелочки). Эти предметы нам помогут узнать ещё одно очень интересное свойство света: проникает ли свет через предметы.
Опыт "Способность света проникать или не проникать через предметы"
- Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?
Дети высказывают свои предположения.
- Ну что ж, давайте проверим: возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?
- А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?
-Какой вывод можно сделать?
Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.
- Это свойство применяют при строительстве домов, в каком случае? (Окна делают из стекла, материал прозрачный, он пропускает дневной свет в комнату.
(Включается проектор. Предлагаю выключить фонарики)
-Обращаю внимание на интересную фигуру на стене.
Что это? (Тень)
От чего? (от руки)
Предлагаю детям поиграть с тенью.
- Что нужно, чтобы появилась тень? (Выйти на солнце, включить свет)
- Правильно, тень появляется от любого непрозрачного предмета, когда на него падают световые лучи.
-Проведём ещё один эксперимент. Подносим к экрану геом. фигуры: треугольник, квадрат, круг, звезда.
-Тень похожа на этот предмет? (да)
- Внимание, если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, появляется тень, похожая на этот предмет.
-Как выдумаете, а от одного предмета может быть несколько теней?
Проверим: возьмите два фонарика, посветите (на круг) Сколько теней?
- Да, от каждого источника света, своя тень. Сколько источников света, столько и теней.
-У тени есть один секрет: она, в одно мгновение может превратить вас в великанов и гномиков.
Проверим: подходят ближе, отходят.
- Где кроме комнаты мы можем увидеть тень? (на улице, в солнечную погоду)
Какие тени наблюдали на улице? (от дома, дерева, от людей, качелей, т. д.)
- Отгадайте загадку
- В каком произведении герой весело играл со своей тенью? (Котёнок по имени Гав, Лунтик)
Включается свет.
- Что же мы узнали? Свет освещает, согревает, позволяет всё видеть, проходит через прозрачные предметы, а от других, непрозрачных, образует тень, похожую на этот же предмет.
Перед вами схемы двух слов, «свет» и «тень».
-Чем отличаются схемы этих двух слов? (4 звука,3 звука)
-Что общего в этих схемах? (по одному гласному звуку, значит, по одному слогу)
- Найдите, где какое слово спряталось и прочитайте.
- А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее - свет или тень? (Без света все живое на земле бы погибло потому, что живым организмам необходим свет для жизни. А если бы не было тени, все живые существа могли бы сгореть от солнца. Потому, что солнце – не только источник света, но еще и тепла. И если бы растения и животные не находились бы какое-то время в тени, они могли бы умереть от излишнего света и тепла. Поэтому тень так же необходима, как и свет).
-Вот эту необычную дружбу света и тени люди стали использовать для того, чтобы доставить удовольствие и радость окружающим, придумали теневой театр. Сегодня наш мини-музей дополнится ещё одним видом театра – теневым театром. (приглашаю сесть на стульчики, показываю атрибуты, экран, свет, фигурки, как играть)
Показ теневого театра «У солнышка в гостях»
-Вам понравилось? А мне понравилось, как вы сегодня работали: отвечали на вопросы, наблюдали, делали выводы. Я вам на память дарю вот эти маленькие солнышки. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем дне и всегда освещают ваш путь и согревают вас.