Юлия Коджо
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Вода и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе
Цель: Прививать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
Закрепить знания о превращении воды в лед.
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах).
Уточнить значение воды для всего живого на земле.
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе „Вода и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Развивать любознательность, мышление и речь детей.
Ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой;
Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; Воспитывать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики, вода, подносы; сахарный песок, песок, ложки или палочки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Ход занятия.
1-ая часть Вводная.
Звучит запись журчания ручейка.
Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: Ребята, кому нужна вода?
Ответы детей: людям, животным, рыбам, растениям.
Воспитатель: Каждый день мы используем воду дома. А теперь скажите, где мы ее применяем дома?
Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель: О чем все эти загадки?
Ответы детей: о воде!
Воспитатель: И сегодня мы с вами будем говорить о воде. Ребята, как вы думаете, где можно встретить воду в природе?
Ответы детей: в море, в океане, в ручье, водопады, дождь.
Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны? Игра называется «Подбери слова-признаки».
Воспитатель: Какая бывает вода?
Ответы детей: холодная, студеная, теплая, чистая, грязная, мутная, прозрачная, горячая, прохладная.
Вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реке – речная;
в родниках – родниковая;
в болотах – болотная.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка. «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: Ребята вспомните, что происходит с водой, если мы ее вынесем на мороз.
Ответы детей: она замерзнет, превратится в лед.
Воспитатель: А что будет со снегом, если мы его принесем домой?
Ответы детей: снег превратиться в воду.
Воспитатель: А хотите больше узнать о воде? Тогда проходите к своим столам, где нас ждут различные предметы для ее исследования.
2-ая часть: Опыты.
Воспитатель: первый наш опыт называется «Какой формы вода?» Посмотрите, ребята, на столе лежит кубик и мячик. Какой они формы?
Ответы детей: кубик имеет форму куба, а мячик имеет форму шара.
Воспитатель: А имеет ли форму вода? Для этого я возьму стакан и наполню его водой. А теперь перелью ее в бутылочку-рыбку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Сначала вода приняла форму стакана, а потом она приняла форму рыбки. Какой можно сделать вывод о форме воды?
Ответы детей: вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель: Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель: Вода это жидкость или твердое вещество?
Ответы детей: это жидкость.
Воспитатель: Почему вы так решили? Что можно сделать с водой?
Ответы детей: ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Вывод: Вода – жидкость.
Воспитатель: следующий наш опыт называется «Какой вкус и запах у воды?».
Сейчас я вам предлагаю попробовать воду из своих стаканчиков. Какой вкус у воды?
Ответы детей: безвкусная.
Воспитатель: Какой вкус будет у воды, если я капну в воду сок лимона? Сейчас Степа, Леша и Родион попробуют воду с соком лимона и расскажут нам какая на вкус у них вода.
Ответы детей: кислая.
Воспитатель: А сейчас мы добавим в воду сахарный песок. София, Оля и Ксюша расскажут, какой вкус получился у воды в их стаканчиках.
Ответы детей: сладкая.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Какой вкус у воды?
Ответы детей: вода принимает вкус того вещества, которое добавили в воду.
Воспитатель: Есть ли у воды запах? Понюхайте, пожалуйста, воду?
Ответы детей: нет запаха.
Воспитатель: Если в воду насыпать кофе? Даня, Степа добавьте в воду кофе. Какой запах будет у воды?
Ответы детей: запах кофе.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: вода принимает запах того вещества, которое добавлено в воду.
Вывод: Вода не имеет вкуса и запаха. Она принимает вкус и запах того вещества, которое добавляют в воду.
Воспитатель: сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и сделать зарядку для глаз.
Закройте глазки, представьте, что перед вами речка. Откройте глаза. Взглядом нарисуем мост через речку. Молодцы!
Воспитатель: третий опыт называется «Что растворяется в воде?». Максим, опусти, пожалуйста, в свой стаканчик кусочек сахара и размешай ложечкой. Что произошло с кусочком сахара?
Ответы детей: сахар растворился.
Воспитатель: а теперь я прошу Соню насыпать в стаканчик песок и тоже размешать ложечкой. Что произошло с песком?
Ответы детей: песок остался на дне, не растворился.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Ответы детей: вода растворяет вещества, но не все.
Вывод: вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Воспитатель: следующий наш опыт называется «Что тонет, что не тонет в воде?».
Ксюша, опусти, пожалуйста, в воду камешек. Что с ним случилось?
Ответы детей: он утонул.
Воспитатель: Аня опусти, пожалуйста, в воду веточку. Что произошло с веточкой?
Ответы детей: она плавает на поверхности воды.
Воспитатель: какой можно сделать вывод?
Ответы детей: есть предметы, которые тонут в воде, а есть предметы, которые остаются на поверхности воды.
Вывод: есть предметы, которые тонут в воде, а есть предметы, которые остаются на поверхности воды.
Воспитатель:. Молодцы, ребята. Скажите, вам понравилось наше занятие? О каких свойствах воды вы узнали?
Ответы детей: вода – это жидкость, у воды нет запаха и вкуса, есть вещества, которые тонут воде, а есть вещества, которые плавают, вода принимает форму того сосуда в который налита.
Воспитатель:
вода – это жидкость;
вода принимает форму того сосуда, в который она налита;
у воды нет запаха и вкуса;
она принимает запах и вкус того вещества, которое добавляют в воду;
вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются;
есть предметы, которые тонут в воде, а есть предметы, которые остаются на поверхности воды.
Воспитатель: А сейчас нам ребята прочтут стихи о воде.
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется. Что ты пьешь все время, Соня?
У меня внутри - рыбешка.
Без воды ей не прожить,
Как же мне теперь не пить?
А откуда там рыбешка?
Съел вчера икры немножко.
Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите.
Природой дан нам дар такой!
Воспитатель:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода.
Экономь ее и береги!
Мы ведь на планете не одни.