Галина Ивановна Шуранец
Внеклассное занятие с элементами тренинга «Я умею общаться, я толерантен!» для группы учащихся 7,8 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное занятие с элементами тренинга
«Я умею общаться, я толерантен!»
(группа учащихся 7, 8 классов)
Я не согласен с тем, вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение.
Ф. Вольтер
Добрый день, ребята! Мы снова с вами собрались в клубе старшеклассников. Мы снова будем обсуждать очень важные и нужные в жизни проблемы, ситуации, которые научат вас принимать правильные решения в будущем.
Предлагаю поздороваться, но в нетрадиционной форме.
Публикация «Внеклассное занятие с элементами тренинга „Я умею общаться, я толерантен!“ для группы учащихся 7,8 классов» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Каждый по кругу будет здороваться со своим соседом и говорить ему комплимент или что-то приятное.
Дети здороваются.
Наша встреча будет проходить в форме беседы с элементами тренинга. Что такое тренинг?
- Тренинг – это работа в группе.
Для того, чтобы у нас в классе была благоприятная атмосфера, мы получили удовольствие от работы, никого не обидели, давайте вспомним правила работы в группе.
Работа групп обобщается в следующий свод правил:
1. Улыбаемся!
2. Будем хорошими слушателями.
3. Не перебиваем говорящего.
4. Помним, что имя человека — самый сладостный для него звук на любом языке. Называем друг друга по имени.
5. С уважением относимся друг к другу.
6. Имеем право на вопрос.
7. У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушаем.
8. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Ну а для того, чтобы лучше друг друга узнать, выполним следующее упражнение. Я описываю ситуацию и тот, по отношению к которому справедливо это высказывание, выполняет определенное действие.
• у кого голубые глаза - трижды подмигните;
• у кого русые волосы – поднимите правую руку;
• у кого есть веснушки - улыбнитесь;
• тот, кто сегодня плотно завтракал, пусть погладит себя по животу;
• тот, кто умеет петь, пусть запоёт;
• пусть поднимется единственный ребенок своих родителей;
• кто родился в мае, пусть погладит себя по голове;
• кто любит молоко пусть промычит.
Тема нашей встречи: «Я умею общаться, я толерантен!».
Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Мы начинаем разговор о правилах культурного общения, о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни.
Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Определение слова «толерантность» в русском языке – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо).
Почему так актуальна толерантность в наше время?
Работа с эпиграфом занятия
Задание №1
Попробуйте оценить ситуацию.
Ситуации
-Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке.
-Что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой).
-Что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот.
-Что на улице вы видите человека, одетого не так, как другие.
Вывод:
Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то. Умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли мы понимать чужую боль? Умеем ли мы входить в положение другого человека? С этого и начинается толерантность.
Задание №2. Работа в группах
Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:
УВАЖЕНИЕ УНИЖЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ДОСТОИНСТВА ДОСТОИНСТВА
Соблюдение законов страны
Уважение и защита прав человека
Равенство граждан перед законом
Лишение возможности обучаться на родном языке
Уважение культурных традиций других народов и религий
Поиск общих интересов для разрешения конфликтов
Насилие или призывы к насилию против религиозных меньшинств
Отказ от насилия в решении конфликтов
Угрозы, запугивание (моральный террор)
Физический террор, погромы
Стремление к сотрудничеству
Участие к другим людям, сопереживание
Депортации, принудительные выселения
Задание №3
А теперь давайте попробуем понять, насколько мы толерантны!
(Детям раздаются тесты, на которые они самостоятельно отвечают)
Тест «Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность»
1. Ким плохо одет.
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии.
- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
- Ты просишь, чтобы он объяснил это.
3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего.
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты сторонишься его.
4. Пожилая женщина медленно идет…
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой.
- Ты игнорируешь ее.
- Ты разговариваешь с ней.
6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком.
- Ты игнорируешь его.
- Ты разговариваешь с ним.
7. На твоих глазах на кого-то нападают.
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
8. К тебе подходит ребенок-инвалид.
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Выбери правильный ответ, сосчитай плюсы.
Дети считают
Если одни плюсы, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 7 плюсов, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 плюсов: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
«Чем мы не похожи».
Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального несходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой неодинаковый цвет волос (или, мы с тобой разной национальности). Участник выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из группы таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Выводы: мы все разные, но мы люди, мы живём вместе, мы дружим, у нас общие интересы.
«Испорченный телефон»
Упражнение «Передача информации»
Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем внимательно слушать каждого участника.
(Текст подбирается произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубрики “Информация”. Объем текста — около 50 строк).
Примерный текст для пересказывания:
Газета «Приднестровье» от 10 ноября 2016 года
Делегация юных приднестровцев принимает участие в 12-й смене лагеря «Звездный» Всероссийского детского центра «Орленок» в Краснодарском крае. В её состав вошли 20 детей – победителей конкурсов «Патриоты России!» и «Юный Патриот Приднестровья». Ребята проведут в лагере 21 день – с 7 по 27 ноября. Их ждут увлекательные экскурсии, руководство лагеря традиционно готовит различные конкурсные и развлекательные программы. Большое внимание уделяется и учебе. «В прошлом году ребята из Приднестровья зарекомендовали себя с положительной стороны. Так, почетная миссия поднятия Государственного флага России на открытии смены 2015 года была предоставлена приднестровцам. Надеемся, что поездка и общение позволят детям из Приднестровья почувствовать себя частью единого Русского мира», – пояснил руководитель научных программ ДПЦ РИСИ Георгий Меняйло.
Обсуждение
• За счет чего произошло искажение информации?
• Что “своего” каждый внес в рассказ?
• Бывает ли так в жизни?
• Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?
• К чему может привести такая ситуация в реальной жизни?
Упражнение «Нарисуй и отгадай»
(педагог называет одному участнику слово, который с помощью рисунка выражает его значение. Остальные отгадывают)
Добро, ненависть, дружба, насилие, справедливость, война, внешность, родина, музыка, любовь, природа, улыбка, забота, горе, угроза, нежность, радость.
Итог
Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?
работают с терминами, записанными на доске: "толерантность", "благотворительность", "добро", "милосердие". Они отвечают, что это такое, как они поняли значения слов.
Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе? Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили.
Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим народам, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.