Папки-передвижки

Тренинговое занятие «Мыслим творчески» для учащихся старших классов

Цыцарова Ирина
Тренинговое занятие «Мыслим творчески» для учащихся старших классов
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинговое занятие «Мыслим творчески» для подростков и старшеклассников.

Цель тренинга : развитие творческого мышления у подростков и старшеклассников

Задачи тренинга :

1. развивать спонтанное, творческое мышление;

2. показать возможности использования креативности при решении жизненных проблем, а также достижение личных и целей;

3. формировать умение творческой работы в команде;

4. научить способам снятия напряжения и усталости.

Длительность: 1, 5 часа

Публикация «Тренинговое занятие „Мыслим творчески“ для учащихся старших классов» размещена в разделах

Необходимые ресурсы: воздушные шарики, нитка для закрепления шариков, карточка с загаданным словом, бумага А4,ручки (по количеству участников).

План работы:

1. Организационная часть 1. Приветствие, ритуал приветствия, знакомство с темой занятия 5-10 мин

2. Основная часть 1. Упражнение «Форум»

2. Упражнение «Шарики»

3. Психологическая игра «Восточный базар»

4. Игра «Эврика»

5. Психотехника «Семь свечей» 15 мин.

10-15 мин.

15 – 20 мин.

10 – 15мин.

5 мин

3. Заключительная часть 1. Рефлексия занятия, ритуал прощания 5 – 10 мин

Этот тренинг, как и любой другой, начинается с приветствия. Участники знакомятся друг с другом, ведущий знакомит с правилами работы, все настраиваются на работу. Далее начинается основная часть тренингового занятия, куда входят различные упражнения, игры и техники.

___

«Форум»

Цели: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства, потренироваться в осознании взаимовлияний, возникающих в группе, дать через игровой опыт возможность ярко представить себе многообразие взаимодействий, связей, контактов, осуществляемых в рамках тренинга.

Ход игры: это прекрасное задание для первой встречи группы, знакомство с участниками и их – между собой.

1. В течении некоторого времен участники свободно передвигаются по комнате, присматриваясь к товарищам, вглядываясь в их лица, пытаясь «почувствовать» атмосферу тренинга.

2. Затем участники разбиваются на группы по 4 – 5 человек – ничего не говоря при этом, просто объединяясь с людьми, с которыми бы хотелось быть в одной группе.

3. В течении 15 минут каждая группа занимается поиском ответа на вопросы: «Почему мы оказались вместе», «Благодаря чему, каким образом возникла наша подгруппа?».

4. Еще 5 минут дается участникам для того, чтобы определить «вектор» группы – то, что их объединяет, подобрать определение этому «явлению» придумать группе имя.

5. Представитель каждой из групп рассказывает о том, как прошли предыдущие этапы групповой работы, какое имя носит группа, вкратце рассказывает о ее участниках.

6. Тренер обращается к форуму :

Как вы думаете, в какой из возникших здесь групп вы могли бы оказаться? Почему?

Всмотритесь в лица участников других групп! Кто из них похожи или не похож на вас (внешне, предполагаемыми качествами, стилем одежды, профессиональной деятельностью?

Каждые 3 – 5 человек, ответившие на этот вопрос, составляют цепочку – новую группу. Участник этой вновь образовавшейся группы «отделяются» от остального форума и в течении 15 минут разговаривают о том, что их привело на тренинг, знакомятся, «притираются» друг к другу…

«Шарики»

Цели: снять напряжение у участников группе; поддержать открытое выражение чувств и эмоций; активизировать группу на продолжение работы.

Ход игры.

1 этап. Все берут шарики и на скорость их надувают.

2 этап. Группа стоит в круге. В круг вбрасываются один за другим 2-3 шарика. Задача группы – не дать им упасть, поддерживать их в воздухе с помощью ударов любыми частями тела.

3 этап. Все участники берутся за руки. В круг вбрасывается шарик, который нужно продержать в воздухе. Использовать можно только сцепленные руки. Если цепочка разрывается, игра начинается снова.

4 этап. Все шарики складываются в центре круга. Группа сцепляет руки. Задание – лопнуть все шарики, не разнимая рук. (Выпускать шарики за пределы круга тоже нельзя)

«Восточный базар»

Цели упражнения: снижение чувства напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»; обращение внимания участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.

Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али - Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный базар»?

Крики…

Запах еды и пряностей…

Яркость, буйство красок…

Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…

Замечательно! А вот, как описал чувственность и яркую энергетику восточного рынка известный израильский писатель Амос Оз:

…Была невероятная притягательность в этих переливающихся через край и растекающихся вокруг базарах, завораживающих и искушающих так, что перехватывало дыхание и плавилась душа. Коленки дрожали от обилия овощей, фруктов, сыров, сдобренных разными приправами, от острых запахов и кушаний, дерущих горло, потрясающих, чуждых, чужих, странных, дразнящих, возбуждающих… И эти алчные руки, которые щупают, роются, погружаются в потаенную глубину этих груд из фруктов, зелени, красных перцев, пряных маслин… И изобильная нагота этой мясной плоти, болтающейся на крюках, окровавленной, обнаженной, от которой поднимается пар, лишенной кожи и не знающей стыда… И все это разнообразие приправ, пряностей, специй, доводящее едва не до обморока, все это разнузданное и околдовывающее многоцветье горького, острого и соленого. А над всем этим еще и необузданный аромат кофе, проникающий до самых печенок, и запахи, поднимающиеся от всяких стеклянных сосудов, наполненных напитками всех цветов с кусочками льда и дольками лимона. И эти крепкие базарные грузчики, смуглые, взлохмаченные, обнаженные до пояса, мускулы играют под кожей, подрагивая от напряжения, потные тела их лоснятся под солнцем. (Цит. по: Амос Оз. Повесть о любви и тьме. Тель-Авив: Едиот ахронот, 2005. С. 61)

- Итак, через несколько минут мы попадем с вами на настоящий рынок. Он в разной культуре, в разных странах — различен. Но всегда — символ общения, деятельности, активной жизни.

Каждый получает лист бумаги и карандаш/ручку. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их, в свою очередь, опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре карточки. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво напишем свое имя и, если в группе есть участники с одинаковыми именами, то, кроме имени, еще и первую букву фамилии. Теперь каждую «записку» по отдельности сложим дважды текстом внутрь. Должны получиться записки одинакового формата! Подготовленные записки тренер собирает в большую шляпу (или прозрачный пакет, корзинку, обходя участников группы

— Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами отправимся на восточный рынок. По моему хлопку вам нужно по быстрее добраться до записок и найти все восемь записок с вашими именами, которые вы написали! Сделайте это любым, приемлемым для вас способом! Для этого у вас будет всего пять минут! Через пять минут рынок закроется, так что советую поспешить. Первые три «покупателя», которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?

- Начали!

Тренер выкладывает в центре комнаты горку собранных записок, тщательно перемешав их.

Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до «закрытия рынка». Закрывая «рынок», объявляем имена трех победителей игры.

Итоги игры.

• Кто же оказался самым успешным посетителем нашего рынка? Встречайте аплодисментами трех победителей игры! (Тренер объявляет имена первых собравших по восемь записок со своими именами.) Расскажите, как вам удалось выиграть? Какую тактику игры вы выбрали? Активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

• Что вам понравилось, а что — нет в прошедшей игре?

• Как вы ведете себя в сходных жизненных ситуациях, когда есть цейтнот, когда не определено четко, что можно, а что нельзя, когда у партнеров есть разные личные интересы? Находите ли вы сходство между вашим поведением в игре и тем, какой вариант сценария вы проигрываете в реальной жизни?

«ЭВРИКА!»

Цели: развить спонтанность, творческое, ассоциативное мышление; способствовать раскрепощению участников группы.

Ведущий крупно записывает на карточке загаданное им слово. Обращаясь к группе, он говорит:

— Я приглашаю вас поучаствовать в увлекательном «эвристическом штурме», в конце которого вы, как Архимед, сможете воскликнуть — «ЭВРИКА!», «Нашел!» На карточке я записал загаданное мной слово. Это имя существительное. То есть отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», нарицательное в единственном числе. Чтобы отгадать его, вам придется:

подумать и представить, что там может быть написано;

высказывать по очереди вслух ваши предположения о том, на что «может быть похоже» это слово, что оно может обозначать.

У каждого в группе есть шанс оказаться в роли Архимеда, хочу только попросить об одном — каждый участник группы может предложить только один вариант отгадки. Кроме того, до конца игры он должен запомнить свое предположение, чтобы потом «защитить» свою версию.

Итак, я готов принимать ваши идеи!

Это — душа…

Это — настроение…

Это — живое существо…

Это — любовь.

Это — природное явление…

Когда предложения иссякнут (или все участники сообщат о своих идеях, ведущий показывает группе карточку со словом. И начинается второй, еще более интересный этап — каждый должен найти оправдание своей версии, почему она так или иначе связана с загаданным словом!

Предположим, загаданное слово — «птица». Тогда «защита» версий может выглядеть примерно так:

Это — душа, потому что душа стремится ввысь, как птица. Недаром душу сравнивают в сказках с птицей…

Это настроение, потому что, как и птица, наше настроение то взлетает, то падает вниз, оно изменчиво.

Это живое существо. Я был прав. Никто ведь не оспорит очевидного факта!

Это любовь… Потому что жизнь без любви — как птица без крыльев. Без этого исчезает романтика, остается один быт.

Это — природное явление, ведь птица — часть природы…

«Семь свечей»

Цель: снятие напряжения, релаксация, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь.»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение. Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

___

В конце тренинга проводится рефлексия проведенного занятия. Участники могут высказываться сами или с помощью наводящих вопросов ведущего. Что понравилось на занятии? Что не понравилось? Что запомнилось больше всего? Что хотелось бы изменить? Как вы можете оценить свое самочувствие, настроение после тренинга?

Использованная литература и источники:

1. Кипнис М., 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу/ Михаил Кипнис. — М. :АСТ; СПб. :Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. —317, (3) с. — (Лучше тренинги мира)

2. Электронный ресурс: trepsy.net (Психологические упражнения для тренингов)

Автор – составитель занятия : Цыцарова Ирина Сергеевна, педагог – психолог.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие для учащихся 3–6 классов «Добро и зло — основные понятия духовно-нравственного воспитания» (для учащихся 3-6 классов) Подготовили: Крупич Д. И. -воспитатель, Гарькавая В. Ф. - педагог дополнительного образования. Цель: воспитывать.

Конспект занятия для учащихся 7 классов «Мои изменения» Мои изменения Цель: развитие представлений о подростковом возрасте, причинах, по которым происходят изменения в физическом и эмоциональном.

Квест-игра «Книгоград» для учащихся 5-х классов Квест-игра "Книгоград" Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных.

Открытое занятие для учащихся старших классов «Семейные традиции»Открытое занятие для учащихся старших классов «Семейные традиции» Открытое занятие для старших школьников «Семейные традиции»Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении.

План-конспект занятия педагога-психолога с элементами тренинга для учащихся старших классов План-конспект занятия с элементами тренинга для учащихся старших классов. Педагога-психолога: Лопата Ольги Васильевны Цель занятия заключается.

Сценарий праздника для учащихся 1–8 классов «Масленица»Сценарий праздника для учащихся 1–8 классов «Масленица» Гайсина Юлия Галиевна ГАУЗ РБ детский многопрофильный санаторий «Урал» Сценарий праздника Масленица (на улице) Ведущая, скоморохи. 1.

Тест по теме «Членистоногие» для учащихся 7-классов Тест по теме: «Членистоногие» для учащихся 7-х классов. 1. К типу «Членистоногие» относится: а) острица; б) блоха; в) устрица; г) жук. 2. У.

Тест «Птицы» для учащихся 7-х классов Тест по теме: «Птицы» для учащихся 7-х классов. 1. Птицы-животные: а) холоднокровные; б) теплокровные; в) адаптируемые. 2. Восковица-это:.

Викторина для учащихся начальных классов «Не болей-ка» Цель:   способствовать формированию навыков здорового образа  жизни у учащихся. Задачи: - воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое занятие «Мыслим творчески» для учащихся старших классов
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 17:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинговое занятие «Мыслим творчески» для учащихся старших классов» (включая файлы) размещена пользователем Цыцарова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД