Елена Волкова
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы.
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества
Заложенные в фольклор языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.
Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.
Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.
Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.
Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное к концу года дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.
Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.
Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.
Изучив и проанализировав методическую литературу и возрастные особенности детей своей группы я определила следующие задачи:
1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.
2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.
4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
Реализацию поставленных задач я начала:
- с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству
- с составления перспективного плана работы для детей младшего, дошкольного возраста
- с консультаций и бесед для родителей.
Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.
1. Создание развивающей речевой среды в группе:
возрастной подход;
функциональность;
вариативность;
наглядность;
системность;
комфортность;
самостоятельность;
доступность;
применяемость;
соответствие требованиям программы.
2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).
3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:
развивающие игры, игры - драматизации, сюжетно -ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, беседы, мини - конкурсы, игры - соревнования. На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).
4. Работа с родителями:
родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.
Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, изготовление книжек-малышек, поделок по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ.
Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. Часто использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.
Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Главная задача педагога, это использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Ведь мы хорошо понимаем, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Считаю, что если использовать устное народное творчество с современными методиками обучения, то обогатится словарь, улучшится речь ребенка, повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.
Для работы над данной проблемой мною были поставлены конкретные цели и определенны задачи.
Цели:
1. Определить уровень развития речевого умения детей.
2. Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
3. Приобщать детей к культуре своего народа.
4. Расширять знания детей об окружающей действительности, развивать умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
2. Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
В работе мною используются такие методы как: словесные (беседы, рассказ, чтение, игровые (дидактические и подвижные игры, наглядные (иллюстрации, альбомы, мультимедийные пособия).
Также использую разнообразные формы: занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, разучивание стихов, загадок, консультативную работу с воспитателями. Провожу дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, индивидуальную работу с детьми.
В нашей группе пополняется картотека игр на основе детского фольклора – это подвижные, дидактические, пальчиковые игры. В уголок книги мы поместили разнообразную художественную литературу: это большие яркие книги, книги-игрушки, книги малютки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к разным сказкам и потешкам.
Изготовлены настольные театры:«Теремок», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя»,«Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». В группе есть аудиозаписи со сказками, уголок ряженья, проводятся различные мероприятия, праздники, развлечения.
Проделанная работа дала следующие результаты: У детей обогатился и активизировался словарь, улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие, расширились представления детей об окружающей действительности. С уверенностью можно сказать, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Мой опыт работы показывает, что фольклор это уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.
Литература
1. Воспитание и обучение детей раннего возраста В. В. Гербова, Р. Г. Козакова
раздел «Развитие речи детей через народное творчество».
2. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А. О. Рулёва
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г. Иванова, В. Курашева.
4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 Москалёва. 2009г «Воспитание творчеством» Г. С. Косарева, Е. Б. Москалёва
5. Хрестоматия для маленьких.
6. Песенки, потешки для детей младшего возраста.