Машаева Наталья Валерьевна
Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Значение театрализованной деятельности в социально-нравственном развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
Публикация «Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование театрализованных игр» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Целью нашей работы является социальное и нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование театрализованных игр.
Перед нами стояли следующие задачи:
1) Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
2) Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
3) Развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;
4) Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
5) Воспитывать у детей стремление совершать положительные поступки, движимые благородными мотивами гуманности и справедливости.
На первом этапе мы стараемся воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Начинаем подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и театрализованных импровизациях. Для работы использовались различные этюды. Например, для развития внимания использовался этюд «Давайте потанцуем». Девочкам предлагалось танцевать только тогда, когда ведущий поднимает цветок, а мальчикам, когда поднимает флажок. Такой этюд учит реагировать на зрительные сигналы, развивает внимание. Он очень нравится детям нашей группы.
Чтобы развить у детей воображение, мы часто использовали этюд
«Прогулка в лес», он очень полюбился детям. Мы «отправлялись» в
лес по извилистой тропинке, перепрыгивая через лужи, обходя пеньки,
перешагивая через поваленные деревья, прячась от волка,
восхищаясь цветами, собирая ягоды и грибы.
На первом этапе мы начали обучать детей приемам кукловождения.
Обучение начали с простейшего театра ложек. Не сразу у детей
получался вывод куклы. Зачастую персонажи выскакивали на край
ширмы (грядку) как из-под земли. Приходилось постоянно напоминать,
что кукла «выходит на сцену» постепенно, от края ширмы. Многие
дети не следили за тем, чтобы над ширмой находилась только кукла, и
не было видно руки. Также приходилось напоминать детям, чтобы при
«разговоре» куклы, она слегка двигалась, а при слушании ответа
прекращала любое движение.
На втором этапе работа с детьми в этом направлении продолжилась.
Интерес детей к театрально-игровой деятельности увеличился, стал
более устойчивым. Образы, создаваемые детьми в этюдах стали
более выразительными.
С большим удовольствием дети разыгрывали
этюды на выражение основных эмоций: «Баю-бай, баю-бай»,
«Тили - бом, тили - бом», а также на сопоставление различных
эмоций: «Тит, а Тит!», «Кисонька - мурысонька». Оля так забавно и
эмоционально рассказывала про Тита, что дети просили её рассказать
эту потешку и вечером, и на прогулке. Заинтересовали детей и этюды
на воспроизведение отдельных черт характера: «Пугливый заяц»,
«Смелый воробей», «Ленивый кот». У детей интенсивно развивается
воображение, фантазия, интерес к самостоятельному поиску
. выразительных приёмов передачи образа.
Интонационная выразительность речи детей по сравнению с первым
этапом более развита. Дети, за редким исключением, без
напоминаний выбирают как говорить - громко или тихо, тоненьким или
грубым голосом, передают в интонации удивление, радость, печаль.
Детям даются следующие творческие задания:
=> поздоровайся от имени Лисы, Зайца, Медведя, Волка;
=> угадай, кто тебя позвал (Медведь, Петушок, Мышка, Лягушка);
=> пожалей, приласкай щенка, котёнка (игрушку, которые замёрзли
или промокли под дождём;
=> исполни песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» от лица
Козы или от лица Волка;
=> передай голосом удивление или возмущение трёх медведей
(Михаила Ивановича, Настасьи Петровны. Мишутки) из сказки
«Три медведя» таким образам, чтобы можно было догадаться,
кто из медведей сейчас говорит.
Совершенствуются приёмы кукловождения. Дети учатся водить кукол
би-ба-бо как правой, так и левой рукой, поворачивать головку вправо и
влево, наклонять её вперёд, соотносить действия персонажа со
словами, правильно удерживать руку под ширмой, совершать
колебательные, прыгающие движения всей кистью (при ходьбе, беге,
прыжках героев).
Для развития словесной импровизации детям предлагались
следующие задания:
=> уговорить котёнка покушать котлетку или выпить молочка;
=> уговорить старуху из сказки «Колобок» и спечь колобок;
=> кукле Кате пора спать, уговорите её лечь.
Если дети затруднялись, мы предлагали им
вспомнить из личного опыта, как они уговаривают маму купить
мороженое, игрушку или, наоборот, как взрослые уговаривают их что нибудь съесть.
Помимо этого на втором этапе предлагалось детям самим придумать
коротенькие сказки, истории, происходящие с их любимыми
игрушками. Мы учили детей приё мам составления сказочного сюжета:
рассказать, где события разворачиваются, что с героями происходит,
чем история заканчивается (обязательно, чтобы герой кого-то спас,
выручил, вылечил своего товарища). Очень интересная сказка
получилась у Оли. В ней подружились Котёнок и Мышонок, а когда
Мышонок попал в мышеловку, Котёнок его спас. Такой вид занятий
способствует интенсивному развитию связной речи.
На втором этапе мы продолжали учить детей импровизировать в
придумывании песенок и танцев своих героев. Детям предлагается
придумать, как их герой может танцевать и какую петь песенку.
Причём этого героя могут исполнять как сами дети, так персонаж
может быть и кукольным. Интересную песенку сочинила Аня для
своего героя - Зайчонка:
Я - маленькая зайка,
Зайка - побегайка,
Я живу в лесу
И боюсь лису.
Многие дети импровизировали на музыкальных инструментах.
Причём дети занимались этим как на занятиях, так и в
самостоятельной деятельности. На занятиях мы придумывали
песенки грустного и весёлого дождика, лошадки, озорного воробья для
металлофона.
Кроме того, для психического развития детей мы продолжали
предлагать этюды на развитие внимания, памяти, мышления.
Например, для развития внимания предлагался этюд «Нагрузи
машину». Мы вывозили машину с разнообразным строительным
материалом (кубики, цилиндры, колечки, шарики, рассматривали его,
а потом детям предлагалось нагрузить точно также свои машины.
На третьем этапе работа по психологическому и социальному
развитию личности ребенка средствами театрализованной
деятельности продолжилась. Стало заметно, насколько возрос
интерес детей к этому виду деятельности, насколько более
выразительными стали получаться образы героев, насколько
увереннее стали дети обращаться с персонажами кукольных театров.
Продолжилась работа по развитию внимания, памяти,
воображения. Для развития воображения применялись игры типа «Что
мы делали, не скажем, а зато мы вам покажем» или «Король». Дети,
действуя с воображаемыми предметами, показывают королю, что они
умеют делать. Король должен отгадать, что делают дети. Со
временем мы усложнили игру введением новых персонажей -
королева, министр, принцесса.
При создании выразительного образа все большее значение
приобретает собственное отношение детей к образу. Ведущую роль
начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. Основная
наша деятельность была направлена на развитие самостоятельности,
индивидуальных склонностей и способностей каждого ребенка в
процессе театрализованной деятельности
Мы с детьми решили, что для выразительности
Мышка будет выбегать с корзиночкой, Зайчик - с балалайкой, а шея
волка будет обмотана шарфом, так как он охрип. Эта сказка очень
понравилась зрителям - родителям. Взрыв аплодисментов и смеха
вызвало появление Дедушки с окладистой бородой, палочкой и
шаркающей походкой.
На третьем этапе совершенствуются навыки детей в
кукловождении. Мы предлагаем уже паре персонажей делать одно
дело: бабе и деду тянуть репку, держась друг за друга, или бить яйцо,
передавая друг другу ложку. Поначалу это было трудно, но затем дети
научились неплохо согласовывать свои действия. Это способствовало
большему сближению детского коллектива, воспитанию дружеских
чувств, умению договариваться. Причем в такие пары мы старались
объединять детей, у которых имеются конфликты между собой, или
активных и робких детей. Все это способствует созданию
благоприятного психологического климата в группе.
На третьем этапе дети много и охотно импровизируют. На
занятиях и в свободное время с удовольствием берут различные виды
театров имеющихся в группе, и разыгрывают сценки собственного
сочинения, сопровождая их песенками героев и различными
танцевальными движениями.
Дети стали более выразительными,
раскрепощенными, самостоятельными, легко, много и с
удовольствием импровизируют, знают все виды театров, имеющихся в
группе, овладели приемами кукловождения в настольном театре
игрушек, пальчиковом, варежковом, театре би-ба-бо. Почти все дети
не стесняются и имеют желание выступать перед зрителями.