Получи документы

Сценарий развлечения «День родного языка» для воспитанников старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Татьяна Трошина
Сценарий развлечения «День родного языка» для воспитанников старшего дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий развлечения «День родного языка» для воспитанников старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».

Задачи:

1)Образовательные:

1. Формировать понятия «Родина», «Россия», «родной язык»

2. Обращать внимание на особенности родного языка и его значения в общении людей

3. Обогащать словарный запас детей определениями, многозначными словами, антонимами

2)Развивающие:

Темочки:

1. Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ок, прилагательных от существительных, в подборе антонимов и толковании слов, разгадывании загадок

2. Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, внимание, находчивость

3)Воспитательные:

1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость за свою страну и народ, интерес к родному языку

2. Содействовать становлению толерантности к представителям других национальностей, к их языку, культуре, чувства сопричастности к всенародным торжествам

Интеграция образовательных областей:

Основные: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Дополнительные: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Оборудование и материалы: презентация, «загадки-обманки», костюм «Петрушка», самовар, мяч, карточки к игре «Многозначные слова», сундук, баночки с этикетками с изображением плодов и ягод для игры «Какое варенье», атласная лента, предметы с начальными слогами ба, бу (бант, банка, барабан, банан, баран, балалайка, бусы, буратино, бутылка, бумага, буква, бублик, букварь, булавка, картинки к игре «Переводчик», листы с буквами, книги для выставки, видео-танец «Чико-Рико».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы на данную тему; ситуативные разговоры по теме, чтение сказок, разучивание стихов, речевые и коммуникативные игры.

Ход развлечения

Под музыку «Песня о русском языке» в исполнении Г. Гладкова дети совместно с воспитателем входят в музыкальный зал и садятся на стульчики

Ведущая (в русском народном костюме):

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье.

Слайд 1.

21 февраля – Международный день родного языка. У каждого народа есть свой родной язык. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы. Ребята, а на каком языке мы с вами разговариваем? Ответы детей.

Действительно, русский язык для нас родной.

Слайд 2.

А как называется планета, на которой мы живём?

Дети: Планета, на которой мы живем, называется – Земля.

Слайд 3.

Ведущая : На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Например, вот здесь страна Франция (показ на карте на экране) Там живут французы и говорят они на французском языке. А вот здесь страна Китай (показ на карте на экране) Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Языки существуют на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который- бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.

Ведущая: Можете ли вы показать на этой карте нашу страну? Как она называется?

Дети: Наша страна называется Россия (показывают на карте расположение страны).

Ведущая: Правильно, Россия (показ на экране). Россия очень большая страна.

Здесь проживают люди разных национальностей и говорят они на своем родном языке.

Родной язык — народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком,

Стих и проза, сказки и преданья,

Все мило нам на языке родном.

В России живет очень много народов и у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы. Давайте посмотрим с вами костюмы разных национальностей.

Слайд 5.

Какой костюм вам больше понравился? Почему? Какая национальность вам больше понравилась? Ответы детей

Ну а мы с вами, еще раз повторюсь, говорим на русском языке. Наш язык красив, богат и разнообразен. В нём много красивых слов, с помощью которых мы можем общаться. Его изучает, знает почти все население России и даже представители других стран. Знание русского языка сближает народы, укрепляет дружбу и взаимопонимание.

Ведущая: Родной язык. Ребята, а как вы думаете, когда он возник? Ответы детей Интересно, а умели ли люди жившие столетия назад писать и читать?

В древности люди не знали письменности. Они передавали истории (сказки) из уст в уста, то есть рассказывали друг другу. Русская народная сказка - это не только наше богатство,но и источник народной мудрости. Давайте вспомним, какие русские народные сказки мы знаем?

Ответы детей: «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

Ведущая: А что всегда побеждает в русских сказках?

Ответы детей: Добро, справедливость, трудолюбие.

Ведущая: Вы совершенно правы. Сказки всегда нам говорят о народной мудрости.

Слайд 6 Когда древние люди стали селиться в пещерах, они увидели на стенах царапины от когтей медведей. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать изображение.

Слайд 7 Около 5 тыс. лет назад были созданы первые письменные знаки – иероглифы. Иероглиф мог означать как целое слово, так и его часть.

Слайд 7 Шло время, люди научились записывать свои мысли. По просьбе князя Ростислава братья Кирилл и Мефодий создали азбуку. 24 мая 863 года в г. Плиске братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

Слайд 8 Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Ее называют «кириллицей».

Расскажу я вам, ребята, об азбуке. Слово "азбука"появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква "А" называлась тогда "аз", буква

"Б" - "буки" - из них и получилось русское слово"азбука".

Ведущая: Чтобы родной язык знать и любить,

Нужно четко, правильно на нем говорить!

Сейчас, ребята, к нам гость пришел, а кто он узнаете, отгадав загадку :

Он улыбчивый, задорный.

Колпачок на нем узорный.

А рубашка то в горох,

Он смешит честной народ.

Он забавная игрушка.

А зовут его…

Дети: Петрушка

Под народную музыку выходит веселый Петрушка.

Петрушка: Эх, ребятушки, не скучно ли вам без веселого Петрушки? Наш народ со времен Руси - матушки любит русские шутки да прибаутки, небылицы да скороговорки, которые веселье да радость несут. Слышал я, что и вы русский язык любите да игр много знаете. Вот и я кое-что припас для вас.

В круг скорей вставайте,

Да веселье начинайте!

Игра «Скороговорка»

Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд.

Сначала девочки постарайтесь!

= Везет на горку Саня за резинку сани

А теперь добры молодцы не подведите!

= На крыше у Шуры жил журавль Жура

А напоследок все вместе за мной повторите!

= Чешуя у щучки, щетинка у хрюшки.

Петрушка: Я предлагаю поиграть в игру «Слова наоборот». Для этого мы встанем в круг.

Буду я мяч кидать,

Да слова вам называть.

А вы не зевайте,

Слова – наоборот отвечайте.

Дети называют назвать слова, противоположные по смыслу

=Большой -маленький,

=Грустный - веселый,

=Трусливый - смелый,

=Добрый - жадный

=Горячий - холодный

=Длинный – короткий и т.

Ведущая: Поиграй с нами, Петрушка, в игру «Две картинки-одно слово» (ножка, ручка, коса, лук, иголка, колокольчик, конь, зонтик, ключ, гусеница).

Игра «Две картинки-одно слово»

На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор.

(коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие и т. д.)

Ведущая: Ты, Петрушка, наверное, устал. Приглашаем тебя к столу, к самовару. Угостим нашего гостя чаем с вкусным вареньем. Пойдемте, ребята, в погреб-сундучок. А он заперт на замок. Чтобы достать банки с вареньем, нужно изменить слова, добавляя в конце ОК (пирог, угол, снег, сахар, гриб, лист, шнур, цвет, петух, молот, ветер, гребень, творог).Вот и погребок- сундучок открылся. Получайте баночку с вареньем, да называйте каким вареньем будете угощать Петрушку. (Дети несут баночки с вареньем на стол Петрушке. Тот спрашивает, какое варенье в банке у каждого ребенка).

Ведущая: Пока Петрушка отдыхает, пьет чай, ребята, есть у меня для вас загадки, да не простые, а с подвохом. Будьте внимательны, не спешите, хитрости русского языка разгадайте:

Как зеленое бревно,

Я в воде лежу давно,

Но не трогайте за брюшко,

Могу съесть вас! Я …

Ответ: крокодил (лягушка).

Мимо улья проходил

Косолапый …

Ответ: мишка (крокодил).

Подобрать себе я смог

Пару варежек для …

Ответ: рук (ног).

Во дворе трещит мороз,

Шапку ты надень на …

Ответ: на голову (на нос).

Вышел зайчик погулять,

лап у зайца ровно …

Ответ: четыре (пять).

День рожденья на носу —

Испекли мы …

Ответ: торт (колбасу).

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает …

Ответ: обезьяна (корова).

В чаще, голову задрав,

воет с голоду …

Ответ: волк (жираф).

И капризна, и упряма,

В детский сад не хочет …

Ответ: дочка (мама).

На обед сыночку Ване

Мама варит суп в …

Ответ: кастрюле (стакане).

Попросила мама Юлю

Ей чайку налить в …

Ответ: чашку (кастрюлю).

Булки нам и калачи

Каждый день пекут …

Ответ: пекари (врачи).

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый …

Ответ: повар (почтальон).

Петрушка: Раз уж с такими загадками справились, то и поиграть в русскую народную игру пора (Игра «Заря-заряница»)

Русская народная игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

Ведущая: А вот и следующая игра, на внимание она. Вам нужно будет выбрать из предметов, которые лежат на столе и разложить на два других стола, предметы, которые начинаются со слога БА и со слога БУ.

Петрушка: Знаете ли вы, ребята, кто такой переводчик? Хотите попробовать свои силы в переводе слов с родственного русскому белорусского языка? Как вы думаете, что обозначают эти слова? (на доске картинки. Детям предлагается послушать, как произносятся названия на белорусском языке (мальчик-хлопчык, девочка-дзявчынка, радуга-вяселка, облако-воблака, туча-хмара, картофель-бульба, лук-цыбуля, кузнечик-коник, аист-бусел,).

Ведущая : Посмотрите, а у меня в руках сундучок. Хотите узнать, что спрятано внутри? (Дети по очереди достают из сундука карточки, на которых с одной стороны написаны по одной букве на каждой карточке, а с другой стороны номер буквы в слове. Здесь есть секрет-если вы поставите буквы по порядку, ориентируясь на цифру сзади каждой буквы, у вас должны получиться слова. Проверим? (Дети выкладывают надпись РУССКИЙ ЯЗЫК МИР

Ведущая :. Хочу обратить ваше внимание на небольшую выставку книг, написанных на нашем родном русском языке. Это сказки, энциклопедии, словари, учебники. В них живут тысячи слов, и они очень хотят, чтобы вы прочитали эти книги, получили много знаний, умели понятно и красиво выражать свои мысли.

Петрушка: В международный день родного языка

На языке родном тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка.

Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка)

Дети разных наций весело живут,

Друг друга очень любят, в обиду не дают.

Ведь, правда, друзья, хорошо всем на свете,

Когда на планете дружат все дети?

Давайте за руки друг друга возьмем,

И потанцуем на шаре земном!

Танец «ЧИКО-РИКО»

Ведущая: Ребята, мы с Петрушкой убедились, что вы хорошо знаете свой родной язык. И поэтому вручаем вам медальки знатоков родного языка.

Вручение медалей

Петрушка и Ведущая вместе: До свидания! До новых встреч!

Публикации по теме:

Сценарий развлечения «23 февраля — День защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста 23 февраля День защитника Отечества Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста Цели праздника: • формировать у старших.

Сценарий летнего развлечения на улице для детей старшего дошкольного возраста «День Нептуна»Сценарий летнего развлечения на улице для детей старшего дошкольного возраста «День Нептуна» Цель: Создание условий для праздничного настроения у детей. Задачи: 1. Расширять знания о празднике «День Нептуна». 2. Развивать внимание,.

Сценарий музыкально-спортивного развлечения «День России» для старшего дошкольного возрастаСценарий музыкально-спортивного развлечения «День России» для старшего дошкольного возраста Сценарий музыкально-спортивного развлечения «День России» Дети под музыку входят в зал с флажками, выполняют перестроения. 1 Ведущий: Мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий развлечения «День родного языка» для воспитанников старшего дошкольного возраста 5–7 лет
Опубликовано: 19 февраля 2025 в 10:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий развлечения «День родного языка» для воспитанников старшего дошкольного возраста 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Трошина (УИ 3126727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД