Татьяна Трошина
Сценарий развлечения «День родного языка» для воспитанников старшего дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения «День родного языка» для воспитанников старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».
Задачи:
1)Образовательные:
1. Формировать понятия «Родина», «Россия», «родной язык»
2. Обращать внимание на особенности родного языка и его значения в общении людей
3. Обогащать словарный запас детей определениями, многозначными словами, антонимами
2)Развивающие:
Темочки:
- День родного языка, 21 февраля
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ок, прилагательных от существительных, в подборе антонимов и толковании слов, разгадывании загадок
2. Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, внимание, находчивость
3)Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость за свою страну и народ, интерес к родному языку
2. Содействовать становлению толерантности к представителям других национальностей, к их языку, культуре, чувства сопричастности к всенародным торжествам
Интеграция образовательных областей:
Основные: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Дополнительные: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Оборудование и материалы: презентация, «загадки-обманки», костюм «Петрушка», самовар, мяч, карточки к игре «Многозначные слова», сундук, баночки с этикетками с изображением плодов и ягод для игры «Какое варенье», атласная лента, предметы с начальными слогами ба, бу (бант, банка, барабан, банан, баран, балалайка, бусы, буратино, бутылка, бумага, буква, бублик, букварь, булавка, картинки к игре «Переводчик», листы с буквами, книги для выставки, видео-танец «Чико-Рико».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы на данную тему; ситуативные разговоры по теме, чтение сказок, разучивание стихов, речевые и коммуникативные игры.
Ход развлечения
Под музыку «Песня о русском языке» в исполнении Г. Гладкова дети совместно с воспитателем входят в музыкальный зал и садятся на стульчики
Ведущая (в русском народном костюме):
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
Слайд 1.
21 февраля – Международный день родного языка. У каждого народа есть свой родной язык. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы. Ребята, а на каком языке мы с вами разговариваем? Ответы детей.
Действительно, русский язык для нас родной.
Слайд 2.
А как называется планета, на которой мы живём?
Дети: Планета, на которой мы живем, называется – Земля.
Слайд 3.
Ведущая : На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Например, вот здесь страна Франция (показ на карте на экране) Там живут французы и говорят они на французском языке. А вот здесь страна Китай (показ на карте на экране) Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Языки существуют на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который- бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.
Ведущая: Можете ли вы показать на этой карте нашу страну? Как она называется?
Дети: Наша страна называется Россия (показывают на карте расположение страны).
Ведущая: Правильно, Россия (показ на экране). Россия очень большая страна.
Здесь проживают люди разных национальностей и говорят они на своем родном языке.
Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стих и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном.
В России живет очень много народов и у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы. Давайте посмотрим с вами костюмы разных национальностей.
Слайд 5.
Какой костюм вам больше понравился? Почему? Какая национальность вам больше понравилась? Ответы детей
Ну а мы с вами, еще раз повторюсь, говорим на русском языке. Наш язык красив, богат и разнообразен. В нём много красивых слов, с помощью которых мы можем общаться. Его изучает, знает почти все население России и даже представители других стран. Знание русского языка сближает народы, укрепляет дружбу и взаимопонимание.
Ведущая: Родной язык. Ребята, а как вы думаете, когда он возник? Ответы детей Интересно, а умели ли люди жившие столетия назад писать и читать?
В древности люди не знали письменности. Они передавали истории (сказки) из уст в уста, то есть рассказывали друг другу. Русская народная сказка - это не только наше богатство,но и источник народной мудрости. Давайте вспомним, какие русские народные сказки мы знаем?
Ответы детей: «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
Ведущая: А что всегда побеждает в русских сказках?
Ответы детей: Добро, справедливость, трудолюбие.
Ведущая: Вы совершенно правы. Сказки всегда нам говорят о народной мудрости.
Слайд 6 Когда древние люди стали селиться в пещерах, они увидели на стенах царапины от когтей медведей. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать изображение.
Слайд 7 Около 5 тыс. лет назад были созданы первые письменные знаки – иероглифы. Иероглиф мог означать как целое слово, так и его часть.
Слайд 7 Шло время, люди научились записывать свои мысли. По просьбе князя Ростислава братья Кирилл и Мефодий создали азбуку. 24 мая 863 года в г. Плиске братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.
Слайд 8 Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Ее называют «кириллицей».
Расскажу я вам, ребята, об азбуке. Слово "азбука"появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква "А" называлась тогда "аз", буква
"Б" - "буки" - из них и получилось русское слово"азбука".
Ведущая: Чтобы родной язык знать и любить,
Нужно четко, правильно на нем говорить!
Сейчас, ребята, к нам гость пришел, а кто он узнаете, отгадав загадку :
Он улыбчивый, задорный.
Колпачок на нем узорный.
А рубашка то в горох,
Он смешит честной народ.
Он забавная игрушка.
А зовут его…
Дети: Петрушка
Под народную музыку выходит веселый Петрушка.
Петрушка: Эх, ребятушки, не скучно ли вам без веселого Петрушки? Наш народ со времен Руси - матушки любит русские шутки да прибаутки, небылицы да скороговорки, которые веселье да радость несут. Слышал я, что и вы русский язык любите да игр много знаете. Вот и я кое-что припас для вас.
В круг скорей вставайте,
Да веселье начинайте!
Игра «Скороговорка»
Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд.
Сначала девочки постарайтесь!
= Везет на горку Саня за резинку сани
А теперь добры молодцы не подведите!
= На крыше у Шуры жил журавль Жура
А напоследок все вместе за мной повторите!
= Чешуя у щучки, щетинка у хрюшки.
Петрушка: Я предлагаю поиграть в игру «Слова наоборот». Для этого мы встанем в круг.
Буду я мяч кидать,
Да слова вам называть.
А вы не зевайте,
Слова – наоборот отвечайте.
Дети называют назвать слова, противоположные по смыслу
=Большой -маленький,
=Грустный - веселый,
=Трусливый - смелый,
=Добрый - жадный
=Горячий - холодный
=Длинный – короткий и т.
Ведущая: Поиграй с нами, Петрушка, в игру «Две картинки-одно слово» (ножка, ручка, коса, лук, иголка, колокольчик, конь, зонтик, ключ, гусеница).
Игра «Две картинки-одно слово»
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор.
(коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие и т. д.)
Ведущая: Ты, Петрушка, наверное, устал. Приглашаем тебя к столу, к самовару. Угостим нашего гостя чаем с вкусным вареньем. Пойдемте, ребята, в погреб-сундучок. А он заперт на замок. Чтобы достать банки с вареньем, нужно изменить слова, добавляя в конце ОК (пирог, угол, снег, сахар, гриб, лист, шнур, цвет, петух, молот, ветер, гребень, творог).Вот и погребок- сундучок открылся. Получайте баночку с вареньем, да называйте каким вареньем будете угощать Петрушку. (Дети несут баночки с вареньем на стол Петрушке. Тот спрашивает, какое варенье в банке у каждого ребенка).
Ведущая: Пока Петрушка отдыхает, пьет чай, ребята, есть у меня для вас загадки, да не простые, а с подвохом. Будьте внимательны, не спешите, хитрости русского языка разгадайте:
Как зеленое бревно,
Я в воде лежу давно,
Но не трогайте за брюшко,
Могу съесть вас! Я …
Ответ: крокодил (лягушка).
Мимо улья проходил
Косолапый …
Ответ: мишка (крокодил).
Подобрать себе я смог
Пару варежек для …
Ответ: рук (ног).
Во дворе трещит мороз,
Шапку ты надень на …
Ответ: на голову (на нос).
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно …
Ответ: четыре (пять).
День рожденья на носу —
Испекли мы …
Ответ: торт (колбасу).
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает …
Ответ: обезьяна (корова).
В чаще, голову задрав,
воет с голоду …
Ответ: волк (жираф).
И капризна, и упряма,
В детский сад не хочет …
Ответ: дочка (мама).
На обед сыночку Ване
Мама варит суп в …
Ответ: кастрюле (стакане).
Попросила мама Юлю
Ей чайку налить в …
Ответ: чашку (кастрюлю).
Булки нам и калачи
Каждый день пекут …
Ответ: пекари (врачи).
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый …
Ответ: повар (почтальон).
Петрушка: Раз уж с такими загадками справились, то и поиграть в русскую народную игру пора (Игра «Заря-заряница»)
Русская народная игра «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.
Ведущая: А вот и следующая игра, на внимание она. Вам нужно будет выбрать из предметов, которые лежат на столе и разложить на два других стола, предметы, которые начинаются со слога БА и со слога БУ.
Петрушка: Знаете ли вы, ребята, кто такой переводчик? Хотите попробовать свои силы в переводе слов с родственного русскому белорусского языка? Как вы думаете, что обозначают эти слова? (на доске картинки. Детям предлагается послушать, как произносятся названия на белорусском языке (мальчик-хлопчык, девочка-дзявчынка, радуга-вяселка, облако-воблака, туча-хмара, картофель-бульба, лук-цыбуля, кузнечик-коник, аист-бусел,).
Ведущая : Посмотрите, а у меня в руках сундучок. Хотите узнать, что спрятано внутри? (Дети по очереди достают из сундука карточки, на которых с одной стороны написаны по одной букве на каждой карточке, а с другой стороны номер буквы в слове. Здесь есть секрет-если вы поставите буквы по порядку, ориентируясь на цифру сзади каждой буквы, у вас должны получиться слова. Проверим? (Дети выкладывают надпись РУССКИЙ ЯЗЫК МИР
Ведущая :. Хочу обратить ваше внимание на небольшую выставку книг, написанных на нашем родном русском языке. Это сказки, энциклопедии, словари, учебники. В них живут тысячи слов, и они очень хотят, чтобы вы прочитали эти книги, получили много знаний, умели понятно и красиво выражать свои мысли.
Петрушка: В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка)
Дети разных наций весело живут,
Друг друга очень любят, в обиду не дают.
Ведь, правда, друзья, хорошо всем на свете,
Когда на планете дружат все дети?
Давайте за руки друг друга возьмем,
И потанцуем на шаре земном!
Танец «ЧИКО-РИКО»
Ведущая: Ребята, мы с Петрушкой убедились, что вы хорошо знаете свой родной язык. И поэтому вручаем вам медальки знатоков родного языка.
Вручение медалей
Петрушка и Ведущая вместе: До свидания! До новых встреч!