Брагина Ольга
«Ознакомление с новым жанром — басней. Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей». Конспект ООД по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представление детей о литературном жанре – басня, на примере басни Крылова «Стрекоза и муравей».
Задачи:
1. Образовательные: Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её жанровыми особенностями, формировать умение детей отличать басни от других произведений, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
2. Развивающие: Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде. Развивать речь детей, образное мышление, память.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И.А. Басни
- Крылов И.А. Конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- «Стрекоза и муравей», И. Крылов
- Темочки
3. Воспитательные: Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, жалость к нуждающимся, стремление осознавать свои ошибки и исправлять их.
Средства: альбомные листы на каждого ребенка, цветные карандаши, картинки стрекозы и муравья, презентация, ноутбук, проектор, экран
Способы: 1. Введение в игровую ситуацию (мотивация «поможем стрекозе и муравью разрешить их спор») 2. Проблемная ситуация («как помочь?») 3. Постановка детской цели («спросить у того кто знает») 4. Совместная деятельность (чтение басни воспитателем, беседа по содержанию, Д/и «Скажи по- другому», физминутка «Стрекоза») 5. Самостоятельная деятельность (детское творчество) 6. Рефлексия
1. Организационный момент (Воспитатель привлекает внимание детей при помощи колокольчика)
Колокольчик прозвенел
Всех ребят позвать велел.
(дети собираются около воспитателя)
Говорим всегда красиво,
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим.
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят.
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
2. Введение в игровую ситуацию
-Ребята отгадайте загадки:
На ромашку у ворот
Приземлился вертолёт,
Серебристые глаза,
Кто же это? … (Стрекоза)
Он - трудяга, не бездельник,
Строит целый муравейник.
Догадайся же скорей:
"Кто строитель?" - (Муравей)
Воспитатель выставляет картинки стрекозы и муравья и говорит:
- Ребята стрекоза и муравей поспорили, кто из них все делал правильно. Муравей утверждает, что он прав, а стрекоза говорит, что это она права. Они никак не могут договориться. Вы хотите помочь им разрешить их спор? Сможете? (Да)
3. Постановка детской цели - Ребята, а из какого произведения эти персонажи? (Не знаем)
- А что надо сделать, если очень хочешь узнать, но не знаешь, как? (Спросить у того, кто знает)
(Дети самостоятельно или с помощью воспитателя формулируют цель- спросить у воспитателя)
4. Совместная деятельность
Воспитатель приглашает детей занять места и начинает рассказ:
- Ребята, стрекоза и муравей - герои одной из известнейших басен И. Крылова. Известный русский баснописец - Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Он написал еще много басен, с которыми вы познакомитесь позже.
- Сейчас я познакомлю вас с басней, которая так и называется «Стрекоза и муравей». Но сначала давайте уточним, что же такое – басня.
Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются не совсем хорошие черты характера и поступки. Героями басен часто бывают животные; басня помогает людям на примере животных увидеть в себе плохие поступки. Послушайте басню «Стрекоза и муравей», догадайтесь, что в ней высмеивается.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило".
"А, так ты. " - "Я без души
"Ты все пела? это дело:
Так, поди же, попляши!"
Беседа по содержанию :
- Кто главные герои басни?
- С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?
-Почему Муравей отказал ей в помощи?
-Чем занималась Стрекоза все лето? А что делал летом Муравей?
-Почему Стрекоза осталась к зиме без жилья?
-Справедливо ли Муравей поступил со Стрекозой?
-Чему нас учит басня?
Мораль-это основная мысль басни, которую хотел передать нам автор (бывает обычно в конце басни, но может быть и в начале)
В:- Ребята, какие литературные жанры вам знакомы? На какой из жанров похожа басня? Почему?
Д/и «Скажи по-другогму» (Дети работают парами)
В. : Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит:
В. : «Зима катит в глаза»? Она что на колесах? Как сказать по-другому?
Рассуждения детей: быстро наступает, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер
В. : А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Как сказать по- другому?
Размышления детей: Опустело поле, т. к. замерзла земля, нет насекомых, птиц, растения и насекомые подготовились к зиме
В. : А как же понять - «злой тоской удручена»? Как сказать по-другому?
В. : А сейчас я зачитаю вам пословицы, а вы выберите те, которые подходят к нашей басне:
-Готовь сани летом, а телегу зимой;
-Семь раз отмерь - один раз отрежь;
- Хочешь, есть калачи - не сиди на печи;
-Делу - время, а потехе - час;
-Кашу маслом не испортишь;
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
В: - Ребята, о каком человеке можно сказать, что он как муравей из басни (о трудолюбивом человеке, о труженике). А кого можно назвать Стрекозой? (легкомысленного, беззаботного, ленивого человека)
В. : Что хотел сказать нам этой басней Крылов? Нужно не только уметь гулять и резвится, но и уметь трудится. А если ты не трудишься - готовься к холоду и голоду. Нельзя жить одним днём и совсем не думать о том, что будет завтра. Как вы думаете, такие ситуации встречаются в жизни?
- Ребята, как вы считаете, кто же из них прав? Нарисуйте того героя, который вам симпатичен. Но прежде давайте немного отдохнем