Тамара Черватюк
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы ребёнок качественно и своевременно овладел устной речью необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и детьми.
Сюжетно – ролевая игра создаёт эмоциональную благоприятную обстановку для общения детей между собой.
Основой сюжетно - ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослых людей и в игровой форме воспроизводит их деятельность и отношения между ними.
При этом комментируют свои действия: «Мы будем продавцами, а вы покупателями», «Я буду доктором, а ты выписывай рецепты».
Публикация «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно – ролевая игра способствует формированию связной речи, так как в процессе игры дети накапливают необходимый запас слов, приобретают умение выражать свои мысли наиболее полно и связно, учатся правильно использовать в своей речи грамматические формы.
Как происходит развитие речи в процессе сюжетно – ролевой игры.
Сюжетно – ролевая игра способствует:
- развитию речевой активности,
- овладению детьми монологической речи
-совершенствованию диалогической речи,
- активизирует и обогащает словарь детей.
Поскольку ролевые игры, как правило, коллективные, то основная их ценность заключается в умении общаться - это потребность вести диалоги с партнёрами по игре.
Сюжетно – ролевая игра занимает особое место в развитии диалогического общения между детьми, помогает в совместной игре строить ролевые отношения.
Сначала дети сговариваются на игру, распределяют между собой роли, между всеми желающими, продумывают сюжетную линию, проговаривают основные действия той или иной роли. В этом процессе роль воспитателя заключается в том, чтобы ориентировать детей на то, что в общении надо не только говорить самому, но и давать высказываться другим детям.
В ходе игры воспитатель может включиться с введением нового персонажа или дополнительного сюжета. Дети прислушиваются к тому, как воспитатель ведёт беседу от имени своего персонажа, запоминают какие действия она при этом совершает. Потом дети сами включают эти сюжеты в свою игру, подражая воспитателю. Это является толчком к самостоятельному развитию сюжета и обогащению игровых действий.
Так в игре в «Больницу» дети обогащают словарный запас за счёт слов, обозначающих медицинские инструменты. Хороший способ подтолкнуть детей к активизации словарного запаса - использование в игре предметов заменителей вместо реальных предметов, использование которых вынуждает детей словесно обозначать их, объяснять и комментировать свои действия для других участников игры.
Активизация словаря детей происходит вследствие расширения круга медицинских профессий. В игре «Магазин» за счёт ассортимента товаров и их назначения. В игре «По дороге в детский сад» за счёт наблюдения в окружающей жизни за работой кондукторов в транспорте. В игре в «Библиотеку» дети используют знания, полученные на экскурсии.
В сюжетно-ролевой игре также возникает потребность в монологической речи, где ребёнок говорит и придумывает, выполняя разнообразные действия за игрушку. Играя в театр детям необходимо сочинить сюжет, брать на себя роль сказочных героев, комментируя свои действия для других детей.
С большим интересом дети используют мелкие игрушки из «Киндеров», маленькие фигурки животных, модели машин, настольный конструктор, макеты домиков и жилых комнат.
С такими атрибутами можно играть не только в семью кукольную, но и звериную. В ходе игры дети вслух разговаривают с игрушками, говорят за себя и за неё. Таким образом, развивается речевая активность детей, именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает. Чем хороши эти игрушки, что в них можно играть как отдельно каждому ребёнку, так и группой детей. Можно брать с собой на улицу.
Для развития интереса детей к сюжетно-ролевым играм особое внимание необходимо уделять предварительной работе. Это могут быть различные экскурсии, где дети наблюдая за трудом взрослых обогащаются знаниями и впечатлениями об окружающей жизни, чтение художественной литературы, беседы на различные темы из жизни детей, протекающей за пределами детского сада, в ходе которых дети обмениваются полученной информацией друг с другом.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что между речью и игрой существует двусторонняя связь.
С одной стороны – в игре речь детей развивается и активизируется, а с другой стороны – сама игра развивается под влиянием развития речи.