Елена Пантелеева
Развитие словесного творчества в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие словесного творчества детей в процессе театрализованной деятельности, представляется актуальной, главной целью воспитания и обучения на протяжении многих лет. В дошкольном детстве развивается активное становление таких психических процессов как воображение, мышление, память, речь, восприятие, в связи с этим нужно уделять внимание развитию речевого творчества. У детей дошкольного возраста плохо развиты умения правильно принимать художественную информацию, связную монологическую речь, не могут пересказать литературные сюжеты, с трудом рассказывают о событиях своей жизни, неумело передают образы сказочных персонажей характерными движениями.
Публикация «Развитие словесного творчества в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах
Словесно творческий процесс – это художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, ощущений от окружающей жизни и выражающаяся устных сочинений [5, с. 25].
Детское словесное творчество – вид творчества воображает творческую активность детей в художественно-речевой деятельности, выражающуюся в пересказах текстов художественных произведений, в выразительном чтении стихов, а также в умении создавать новые сочинения (сказки, рассказы, что развивается на основе знакомых произведений.
По мнению Н. Кудыкиной, огромная роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целеустремлённому педагогическому действию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка [3, с. 10]. Для создания условий словесного творчества, руководство определяет эффективные методы в любых педагогических приёмов и в сочетании их с применяемым методом.
Словесное творчество у детей выражается в разных формах:
– сочинений сказок, описаний, рассказов;
– написаний загадок, небылиц, стихотворений;
– словотворчестве (создании новых слов-новообразований) [1, с. 10].
Формирование словесно речевого творчества детей в детском саду осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, игры драматизации, осуществление режимных моментов, наблюдений за окружающим миром.
Театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на речевое развитие дошкольника, даёт возможность решать многие педагогические задачи. Театрализация одна из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребёнка. В процессе театрализованной игры совершенствуется словарный запас, интонация, выразительность речи, темп, звукопроизношение, развивает интерес к литературе. Дети словесно могут передавать свои ощущения, переживания, монологическая речь стаёт чёткой и выразительной, сами сочиняют сценарии, инсценируют понравившийся литературный материал, импровизируют роли [2, с. 300]. В связи с этим, театрализованная игра представляется любимым и наглядным видом творчества. В игре формируется эмоционально насыщенная речь, дети лучше усваивают содержание произведения, логику и очерёдность действий.
Участвуя в театрализации, дошкольники играют роль персонажей, выполняют их просьбы, отвечают на вопросы, входят в образ, перевоплощаются в героев, живут их жизнью. Наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый распространенный вид детского творчества, оно необходимое и понятное самим детям. Поэтому дошкольники стараются сами сочинять, импровизировать роли, инсценируют готовый литературный материал. Грамотно поставленные вопросы взрослых при подготовке к игре подталкивают детей анализировать, думать сложные ситуации, выполнять выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию речи и умственного развития.
В процессе работы над правильным произношением реплик героев, незаметно активизируется словарь ребёнка, обогащают словарный запас, выразительность речи, упражнение на дыхание. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка чётко, ясно изъяснятся, свободно и прекрасно общаться, что позитивно сказывается на интеллекте, логике и фантазии [4, с. 49].
Увиденное и пережитое в театральных представлениях расширяют кругозор детей, они рассказывают о спектакле своим друзьям и родителям. Всё это способствует развитию речи, умение вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме, прививать любовь к литературе.
Для этого нужно создавать условия для речевого развития дошкольников посредством театрализованной деятельности и задачи и осуществление регулярной работы по развитию речи детей и обучению их родному языку:
– развивать устную речь;
– воспитывать интерес и любовь к чтению;
– развивать литературную речь;
– воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;
– развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности;
– развивать коммуникативные качества личности (вербальным и невербальным видам общения);
– привлечение родителей к партнёрству.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию, а не только подготовка выступлений.
Их содержание, формы и методы проведения имеют три основные цели:
– развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
– созданию атмосферы творчества;
– социально-эмоциональному развитию детей.
В процессе театрализации у детей развивается речь, фантазия, память.
Проводятся игры на развитие речевого дыхания : «игра в слова», «насос», «эхо», «вьюга», «сдуй шарик», «чей листик улетит дальше» каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.
Физкультминутки с проговариванием стихов одновременно с движениями, делает речь детей-дошкольников более громкой, чёткой, ритмичной и эмоциональной: «игрушки», «листопад», «репка», «шиповник» декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Чёткое и выразительное проговаривание скороговорок и чистоговорок развивает звуковую культуру речи: «са-са-са, на столе сидит оса» дети произносят, меняя силу голоса и меняя интонацию.
Сочинений историй, сказок развивается диалогическая и монологическая речь. Играя с сюжетными игрушками, выполняются разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения. При пересказе произведения, сказок воспроизводится диалог героев, используют интонационную выразительность, жесты, мимику.
Инсценирование сказок увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, используют новые слова, речь их становится выразительной, грамотной, ясной.
Театрализованная деятельность позволяет полно реализовать основные направления работы по развитию словесного творчества : публичное, максимально выразительное, самостоятельного воспроизведения, ранее воспринятого или сочинённого текста художественного произведения ребёнком.
Таким образом, влияние театрализованной деятельности на развитие словесного творчества одна из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизация и совершенствования словарного запаса, звукопроизношения, грамматического строя речи, навыков связной речи, темпа, выразительности речи.
Речевые игры и упражнения на материале стихотворений С. Есенина.
На протяжении многих лет в дошкольном учреждении ведётся целенаправленная и систематическая работа по развитию словесного творчества и художественно-литературных способностей детей.
Педагоги разработали речевые игры и задания, которые позволяют знакомить детей со стихотворениями С. Есенина, но и способствуют развитию связной речи, памяти, воображения, логического мышления.
Расскажи стихи руками
Нивы сжаты, рощи голы,
(Обнимают себя двумя руками.)
От воды туман и сырость,
(Выполняют волнообразные движения руками.)
Колесом за сини горы
(Выполняют круговые движения руками. Поднимают руки вверх и соединяют ладони, изображая горы.)
Солнце тихое скатилось.
(Рисуют в воздухе круг.)
Дремлет взрытая дорога.
(Кладут ладони под щёку, затем вытягивают руки вперёд.)
Ей сегодня примечталось,
(Покачивают руками над головой.)
Что совсем-совсем немного
(Разводят руки в стороны, затем медленно соединяют перед собой.)
Ждать зимы седой осталось.
(растирают ладони.)
Лишнее слово
Педагог произносит несколько слов из стихотворения, знакомого детям («берёза», «окно», «дождь», «снег», «серебро») или показывает соответствующие предметные картинки. Дети должны назвать стихотворение, в котором встречаются эти слова, и найти лишнее слово, которого нет в авторском тексте.
Запоминалки
Педагог произносит несколько слов из текста того или иного стихотворения. Затем предлагает детям повторить их и назвать стихотворение, в котором они встречаются.
Берёза, окно, снег, серебро, ветки, кисти, бахрома. («Берёза»).
Звоны, вороны, невидимка, косынка, сосна, дятел. («Еду. Тихо. Слышны звоны»).
Нивы, рощи, туман, сырость, дорога, месяц. («Нивы сжаты, рощи голы»).
Аукает, баюкает, метелица, стелется. («Поёт зима - аукает»).
Душистая, расцвела, завила, золотистая. («Черёмуха»).
Фантазёры
После прочтения, анализа и заучивания стихотворений педагог предлагает детям придумать:
- какие песенки мог петь ручей («Черёмуха»);
- о чём шепчет крапива у плетня («С добрым утром»);
- о чём поёт зима, баюкая мохнатый лес («Поёт зима - аукает»);
- что можно видеть зимой рядом с белой берёзой («Берёза»).
Автоматизация и дифференциации звуков
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
(Автоматизация звука [Л].)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
(Автоматизация звука [ З ].)
Ребусы
Разгадать ребус и вспомнить стихотворение С. Есенина, в котором встречается зашифрованное слово.
(Берёза)
(Рожь)
(Черёмуха)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Арушанова. – М. : Мозайка-Синтез, 2009. – 272 с.
2. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам : Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек [Текст] / Т. Н. Караманенко., Ю. Г. Караманенко. – М. : Просвещение, 1982. – 191 с.
3. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст]. – 3-е изд., доп. / Б. П. Никитин – М. : Просвещение, 2014. – С. 27-30.
4. Орлова, Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми [Текст] / Н. Орлова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 8-11.
5. Распопов, А. Г. Какие бывают театры [Текст] / А. Г. Распопов. – М. : Школьная пресса, 2011. – 148 с.